Художник по свету Евгений Тома: "Видно, что в пандемию разработчики не сидели на месте, а вносили и вносят в пульты все больше новшеств". Новая шоу-техника на презентации истребителя нового поколения СУ-75 Checkmate
В последнюю неделю июля в России на аэродроме Жуковский прошел XV Международный авиакосмический салон (МАКС-2021), на котором был представлен истребитель нового поколения СУ-75 Checkmate. Невероятная по своей красоте презентация была организована специалистами компании Sechenov.com. Мы побеседовали с художником по свету Евгением Тома и узнали, c какими сложными моментами компания столкнулась при подготовке к презентации, как они решались и почему компания Sechenov.com уже много лет выбирает для управления световым оборудованием на своих проектах консоли семейства Hog4 от компании ETC.
- Евгений, добрый день! Прежде чем говорить о презентации, расскажи, пожалуйста, немного о компании и о себе. В каком году образована Sechenov.com и на чем специализируется? Какова твоя роль в компании и конкретно в этом проекте - презентации истребителя СУ-75 Checkmate?
- Компания образована в 2007 году. Sechenov.com - это компания, можно сказать, полного цикла. Мы можем полностью брать мероприятие и отвечаем перед заказчиком за каждый его этап: от зарождения идеи, создания концепции до проведения мероприятия и постпродакшена. Я работаю сет-дизайнером и художником по свету. На разных этапах проекта я выполняю разные задачи: разработка технического, или, если сказать точнее, чернового варианта визуализации; подготовка финальной 3D-модели для демонстрации заказчику (и надо сказать, что практически всегда она совпадает по итогу с реальностью), непосредственно работа со светом на проекте.
Ассистент художника по свету Алексей Богомолов
- С таким количеством задач, как мне кажется, сложно справиться одному. Тебе кто-то помогал?
- Конечно, одному выполнять такое количество функций очень сложно. Моим помощником не только на этой презентации, но и на многих других проектах Sechenov.com неизменно является Алексей Богомолов - друг, коллега и просто очень хороший человек.
- Со всеми познакомились, давай теперь поговорим непосредственно о презентации и ее технической "светлой" стороне. Какое световое оборудование использовалось на площадке? Сколько каналов/потоков DMX использовали?
- Мы использовали большое количество автоматизированных приборов, так как презентация очень динамическая. Кроме того, с нашего пульта уходила команда на старт работы лазеров и проекторов для видеомэппинга. Всего было задействовано около 14 потоков DMX. Они управлялись с двух консолей семейства Hog и процессора DP8000.
- Давай рассмотрим этот вопрос подробнее. Всем наверняка интересно, какие консоли и периферическое оборудование вы использовали и как это все было подключено между собой.
- Как я и сказал ранее, мы использовали 2 консоли семейства Hog4 и процессор DP8000. Первая консоль - флагман семейства, Hog4, использовалась в качестве основной, а второй пульт, меньшего размера, Road Hog4 использовался как резервный (в паре с процессором DP8000), а также с его помощью мы вносили какие-то необходимые быстрые правки, так как в Road Hog4 большой экран, что совместно с функцией Plot позволяет выбирать приборы и вносить изменения в их работу буквально на лету. Такая конфигурация управления обусловлена так же тем, что шоу работало с использованием тайм-кода и кроме основного зала, в котором был презентован истребитель, был еще и конференц-зал, который тоже находился под нашим управлением. Указанное оборудование позволяло одному оператору управлять светом в обоих зонах без особых проблем и переживаний, так как консоли и процессор полностью резервировали друг друга, что всегда повышает отказоустойчивость. Когда шоу было отрепетировано и прописано по тайм-коду, оператору оставалось только запустить его с утра и вечером выключить консоль. Учитывая, что презентация шла все дни проведения МАКС-2021 и была в двух версиях: 5- и 10-минутной - это очень сильно упрощало нашу работу.
- На презентации СУ-75 Checkmate ты работал на флагмане - Hog4, а какой тип консолей Hog4 тебе нравится больше всего и почему? А еще мы знаем, что у каждого художника свои фишки, не поделишься своими наработками: какое расположение всех элементов ты используешь для программинга, а какое - непосредственно при работе на шоу?
- Мне нравятся все консоли этого семейства, но все зависит от поставленных задач. Конечно, удобнее все шоу писать на флагманской консоли Hog4 с дополнительными экранами, а непосредственно при работе на каких-то менее глобальных проектах можно использовать, например, Road Hog4 с грамотно нарисованным Light Plot - это очень удобно. По поводу расположения элементов для программинга и для работы на шоу, я, наверное, не скажу ничего нового: грамотное составление отдельных View для программирования и для воспроизведения - это ключ к успеху. Также я активно использую в своей работе клавиши Command - выношу на них те функции, которые непосредственно для этого проекта нужны в быстром доступе. Какого-то идеального вида или команд "на все случаи жизни" - нет, повторюсь, все зависит от поставленных задач, которые нужно выполнять максимально оперативно и качественно.
- Есть расхожее выражение, что консоль - это "инструмент в руках художника". Какие функции и особенности Hog4 тебе нравятся больше всего и как они облегчают твою работу?
- Об этом я могу рассказывать долго. Но основные, наверное, все-таки: тайм-код, так как он становится все более популярным в нынешних реалиях, а в Hog4 он реализован максимально просто: ты можешь обучить готовый кью-лист через функцию Learn Time или сделать заранее разметку по времени, например, в программе Reaper на пустом кью-листе и потом уже наполнять его нужными данными. Из этой функции вытекает следующая возможность Hog, которой мы постоянно пользуемся - это функция макрокоманд. По сути, наш главный кью-лист всегда пустой, он содержит в себе лишь макросы-ссылки на другие кью и кью-листы. Это удобно и позволяет писать шоу наиболее оперативно, так как мы заранее можем подготовить какие-то эффекты и сцены и уже из них при помощи макросов собирать наше большое шоу.
- А еще... Чуть не забыл о функции, которой я обрадовался больше всего. Наконец-то в консолях семейства Hog появилась возможность подключать стандартные миди-устройства. Это позволило нам выводить управление, например, подсветкой пространства за сценой, второму режиссеру - мы просто ставим ему миди-клавиатуру, и он сам управляет светом в нужные моменты, например, если за кулисами несут декорацию и нужен свет, а мы этого не видим и не знаем, так как сосредоточены на других задачах. Это очень удобно.
- Ты так хорошо отзываешься о Hog, но в сообществе художников по свету ходят легенды, что консоли постоянно зависают, пульту нужна перезагрузка и произойти это может в самый неподходящий момент. Поделись своим опытом - стабильно ли работали консоль и программное обеспечение? Не было ли сбоев? Не повлияло ли это на презентацию Checkmate, ведь это очень ответственное мероприятие, на котором присутствовали первые лица страны?
- Наверное, я везучий. На моей памяти у нас никогда такого не было, чтоб Hog зависал и подобные легенды меня удивляют. Ну разве что, когда на площадке пропадает электричество. Но на этот случай у нас есть бесперебойник!
- Были ли какие-то сложные задачи в процессе подготовки презентации или непосредственно в работе, которые приходилось решать с использованием оборудования ETC и как они были решены?
- Все сложные моменты происходят на этапе подготовки и общения с режиссером. А на площадке все должно быть четко, быстро и качественно сделано. И консоли Hog с этим прекрасно справляются.
- В последний раз мы встречались, когда вы проводили масштабные международные мероприятия в Минске (II European Games) и в Казани (World Skills) в 2019 году. И там тоже были использованы консоли Hog. Ваш выбор пультов неизменен. Скажи, как опытный давний пользователь Hog, каково твое впечатление в целом о работе с этими консолями, появилось ли что-то новое с 2019 года? Стало лучше/хуже?
-Консоли постоянно развиваются, добавляются какие-то вроде бы и не сильно заметные фишки, но, когда начинаешь в них погружаться - это оказывается очень удобным инструментом. Новый патч приборов, обновленная функция мэппинга - все это позволяет максимально быстро и просто отправить сигнал куда угодно, будь то DMX Widget или другое устройство, подключенное по протоколам sACN или Art-Net. Очень простым стало подключение миди-устройств, как я уже говорил. Ты можешь взять любое устройство и на любую его клавишу назначить нужную функцию - это максимально упрощает жизнь. Хочу еще отметить развитие функции Plot - она стала более привлекательной с более понятным интерфейсом - это то, чего не хватало современным световым консолям. Все становится настолько круто, Hog для меня уже практически как Iphone, но в световой индустрии, если уместно такое сравнение. Видно, что в пандемию разработчики не сидели на месте, а вносили и вносят в пульты все больше новшеств.
- Спасибо большое за столь познавательное интервью. Успехов тебе в дальнейших проектах. Будем с нетерпением ждать "вести с полей".
Видеопрезентация СУ-75 Checkmate
Англоязычная версия:
Русскоязычная версия:
Фото предоставлены Sechenov.com
Интервью: Мария Иванова, эксклюзивно для портала ShowRoom.ru
Обращаем ваше внимание на то, что данный сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса РФ.
 .