Медиа-сервер Catalyst на “Фабрике Звезд 4”
Коммерческий успех какого-либо зрелищного мероприятия тем ощутимее,
чем больше зрителей оно собирает. Но современный зритель стал разборчив,
в своей повседневной жизни он избалован достижениями научно-технического прогресса,
он привык к компьютерным эффектам, к высокому качеству изображения и звука.
Чтобы в таких условиях заставить человека быть зрителем, на зрелищном мероприятии
его надо “задевать за живое”, чем-то удивлять. Поэтому в шоу-бизнесе большое
внимание уделяется неординарным техническим средствам и способам оформления
зрелищных мероприятий.
Последним веянием в этой области явилось использование мультимедийных систем.
Устанавливаемые на сцене огромные светодиодные или обычные проекционные экраны
и транслируемое на них видео - без этого теперь не обходится ни одно “звездное”
выступление, как за рубежом, так у нас в стране.
Много компаний во всем мире занято совершенствованием таких систем.
Большой интерес устроители шоу и художники по свету проявляют к их новейшим
разработкам, и особенно - к разработкам американской компании High End Systems (HES).
Шесть лет назад эта компания начала “цифровую революцию” в мультимедийном оформлении
зрелищных мероприятий, и теперь предлагает самый широкий ассортимент цифровых
мультимедийных светотехнических приборов для разного бюджета:
- цифровой медиа-сервер Catalyst на базе компьютера Apple Power MAC G5;
- автоматизированный зеркальный модуль Catalyst Mirror Head;
- цифровой медиа-сервер Axon v5 на базе компьютера PC;
- цифровую автоматизированную световую систему DL1;
- цифровую автоматизированную световую систему DL2 со встроенным медиа-сервером.
Для удобства эксплуатации цифровой медиа-сервер Catalyst помещается в мобильный рэк.
Кроме компьютера Apple Power MAC G5 с операционной системой OS X в рабочий комплект
цифрового медиа-сервера входит аппаратный интерфейс, специальное программное обеспечение
и большая библиотека файлов, содержащая статичную графику и видеоизображения. Библиотека
находится на жестком диске компьютера и может пополняться файлами форматов TIFF, JPG,
BMP, AVI, MOV и др., созданными в программах Photoshop, Final Cut Pro, After Effects
и в любых других, совместимых с технологией Apple Quicktime. Для работы с “живым” видео
используется DV-вход через Firewire-порт компьютера или плату видеозахвата, рекомендуемую
компанией HES. Медиа-сервер генерирует два независимых видеосигнала, которые после
обработки выводятся на любое устройство, принимающее XGA-сигнал. Им может быть
LCD/DLP-проектор, светодиодный экран, цифровая автоматизированная световая система
DL1 или плазменная панель.
Catalyst позволяет художнику по свету работать с видеоизображением,
как до этого работали только видеоинженеры, т.е. масштабировать его,
вращать, маскировать, накладывать на различные геометрические фигуры,
менять геометрию в трехмерном пространстве, смешивать цвета, накладывать
несколько слоев видео друг на друга с различной степенью прозрачности,
применять различные визуальные эффекты, и т.д. И все это художник по свету
может делать один, с помощью обычного светового DMX-пульта в режиме реального
времени, наряду с управлением другими осветительными приборами!
Программное обеспечение Catalyst весьма эффективно. Кроме перечисленного выше,
оно позволяет корректировать трапецеидальные и другие искажения, характерные
для видеоизображений; кадрировать видеофильмы и воспроизводить их в обратном
направлении; “оживлять” световой луч с помощью уникальной технологии Liquid Light.
Пакет программного обеспечения Catalyst может быть приобретен отдельно.
Для отечественного пользователя это выгодно: во-первых, он сможет самостоятельно
сконфигурировать систему в зависимости от стоящих перед ним задач, и, во-вторых,
он существенно снизит расходы на приобретение всего рабочего комплекта Catalyst.
Система Catalyst с DLP-проектором. Такой комплект идеально подходит для использования
в театрах, киноконцертных залах, на шоу-программах, в TV-студиях и т.д.
Выбор версии программного обеспечения Catalyst зависит от количества обрабатываемых слоев,
от количества выходных сигналов и от сложности самого шоу. В настоящее время программный
пакет выпускается в трех вариантах:
- Catalyst Pro v3.3 (8 слоев: 4 слоя для обработки видеоизображения и 4 слоя для эффектов,
2 независимых видео-выхода, 2 видео-входа, управление до 4 устройств по интерфейсу RS232,
вход MIDI Show Control, 3 разъема RS422 (протокол Sony 9 pin) для управления внешними
устройствами, внешний тайм-код, аудио-выход для воспроизведения музыкального сопровождения);
- Catalyst DV1.0 (5 слоев: 4 слоя для обработки видеоизображения и 1 слой для эффектов,
1 видео-выход, 2 видео-входа, 3 выхода для подключения контрольных мониторов, вход MIDI
Show Control, 2 разъема RS422 (протокол Sony 9 pin) для управления внешними устройствами,
внешний тайм-код, аудио-выход для воспроизведения музыкального сопровождения);
- Catalyst Xpress (3 слоя: 2 слоя для обработки видеоизображения и 1 слой для эффектов,
1 видео-выход, 1 видео-вход).
Для управления проекцией в пространстве и создания динамических эффектов в воздухе
компания HES в 2002 году разработала DMX-управляемый автоматизированный зеркальных
модуль Catalyst Mirror Head. Он устанавливается на любой мощный стационарный или
переносной цифровой проектор напротив объектива (для достижения более высокого качества
проекции компания HES рекомендует использовать 3-х чиповый DLP-проектор) и может изменять
направление светового луча в пределах угла 270° (PAN) и 360° (TILT).
Цифровые автоматизированные световые системы DL1 и DL2 производства компании
HES - это гибрид видеопроекционных и “интеллектуальных” автоматизированных световых
приборов типа “moving head”. Цифровые системы DL1 и DL2 позволяют создавать поистине
феерические картины, в которых кроме света участвует и видео; с помощью DL1 и DL2 в
любой точке сцены или зрительного зала могут быть созданы высококачественные видеопроекции.
На систему DL1 видео-сигнал подается непосредственно с медиа-сервера. Управление
системой осуществляется по протоколу DMX-512 с того же светового пульта, который
управляет медиа-сервером. Система DL1 имеет автоматизированный фокус, ирисовую диафрагму
и зумм; она позволяет вращать видеоизображение вокруг осей X, Y и Z, изменять яркость
изображения и корректировать цвета. В системе DL1 используется лампа MSP 275 W,
обеспечивающая прибору выходной световой поток 4500 лм. Направление светового луча
системы изменяется в пределах угла 400° (PAN) и 270° (TILT).
Цифровая а втоматизированная система DL2
Систему DL2 компания HES впервые представила в 2004 году на выставке LDI в Лас-Вегасе.
DL2 - это цифровая автоматизированная световая система со встроенным медиа-сервером.
Она компактна и не требует много времени для установки. Ее можно поставить или подвесить;
с ней можно работать, как с традиционным осветительным прибором типа “moving head”.
Нет необходимости тянуть к DL2 RGB-кабель или устанавливать ради нее медиа-сервер.
Настройка DL2 производится при принципу “plug-and-play” (включай и работай).
Управляется DL2 по одному DMX-кабелю (возможно применение беспроводного DMX-управления).
К числу прочих характеристик прибора относятся:
- программное обеспечение на платформе Windows XP и DirectX;
- работа с 3 слоями: 2 слоя для обработки видеоизображения и 1 слой для эффектов;
- возможность импортирования 3D-объектов;
- полноцветный дисплей для просмотра видео и меню; - различные видеоэффекты;
- множество режимов и скоростей воспроизведения видео;
- масштабирование и вращение объектов вокруг осей X, Y, Z;
- система смешения цвета, возможность инвертирования и других цветовых эффектов;
- коррекция трапецеидального искажения и возможность виртуального изменения угла зрения на изображении;
- DMX-управление функциями проектора (zoom, ирис, фокус, цветовая коррекция, скорость затвора и баланс белого);
- дистанционное переключение видео-входов;
- синхронизация нескольких приборов DL2;
- световой поток проектора 5100 лм; - PAN = 400°; TILT = 270°.
Мультимедийное цифровое оборудование сегодня играет далеко не последнюю роль в
оформлении зрелищных мероприятий. Во многих случаях - даже главную. Происходит это потому,
что те постановщики и художники по свету, которые “болеют” за свое дело, хотят иметь в своем
распоряжении большую свободу в творчестве. А цифровая мультимедиа даже на современном уровне
развития предлагает им если не безграничные, то уж во всяком случае невиданные ранее
творческие возможности. Цифровая мультимедиа становится неотъемлемой частью самого понятия
оформления зрелищного мероприятия, и это так же очевидно, как и то, что компания High End
Systems не остановится на достигнутом - в самом ближайшем будущем инструментарий художника
по свету обязательно пополнится ее новыми мультимедийными системами.
Мультимедийная система Catalyst использовалась в таких зарубежных шоу, как
- Tommy Lee Tour 2002;
- Peter Gabriel Tour 2002-2003;
- Prince Tour 2002-2003; - Dido Tour 2004;
- Enrique Iglesias Tour 2004
и на концертах таких групп, как Kiss, Korn, Linking Park, Muse, Radiohead, ZZ Top.
Мультимедийная система Catalyst задействована на церемониях вручений телевизионных
премий и в других телевизионных программах:
- Eurovision Song Contest 2002, 2003, 2004;
- Grand Central Terminal Holiday Light Show 2002;
- Detroit Electronic Music Festival 2002;
- European Music Awards 2004.
В России мультимедийная система Catalyst заявила о себе в конце 2003 года
и в дальнейшем использовалась:
- на концерте группы “Дискотека авария” в Ледовом дворце г. Санкт-Петербург;
- на фестивале “Love story” в Ледовом дворце г. Санкт-Петербург;
- на телевизионном шоу “Фабрика Звезд 4, 5” в ТЦ “Останкино”;
- на телевизионном концерте “Песни нашего времени” в КЗ г-цы “Космос”;
- на вручении ежегодной телевизионной премии “ТЭФИ” в ГЦКЗ “Россия”;
- на юбилейном концерте творческого объединения “АРТЭС” в ГЦКЗ “Россия”;
- на концерте группы “Премьер-министр” в ГЦКЗ “Россия”;
- на юбилейном концерте Игоря Крутого в Кремле.
Catalyst позволяет мне делать с видеоизображением то, что я хочу.
Я могу использовать Catalyst с любым проектором, светодиодным экраном и даже с
обычной плазменной панелью.
Я всегда задействую оба видео-выхода медиа-сервера Catalyst Pro и поэтому могу
решать сразу несколько задач. Например, на “Фабрике Звезд 5” кроме большого светодиодного
экрана, в декорации были вмонтированы еще 24 светодиодные панели. Для каждого выступления
артистов на большой экран с помощью Catalyst я подавал основное видео-сопровождение песни,
а на панели - видео для “оживления” заднего плана в кадре.
На “ТЭФИ” светодиодные экраны располагались за полупрозрачными декорациями и должны
были использоваться в качестве традиционных осветительных приборов. Но как только
режиссеры увидели, на что способен Catalyst, световая партитура передачи изменилась -
по части световых эффектов Catalyst оставил далеко позади даже современное “интеллектуальное”
оборудование.
Я стараюсь работать в тандеме с художниками по свету. Ведь от того, как видео “впишется”
в основное световое оформление, зависит очень многое. На телевизионных съемках некоторых
программ мы применили зеркальный модуль Catalyst Mirror Head, установленный на DLP-проектор
производства английской компании Digital Projection, и проецировали видеоряд непосредственно
на артистов. Таким образом мы достигли “эффекта присутствия” в кадре хлопьев снега, капель
дождя и т.п. Я управлял движением зеркального модуля одновременно с обработкой видеосигнала
с помощью одного и того же DMX-пульта “grandMA light” производства немецкой компании
MA Lighting Technology. В сочетании с основным световым оформлением мы добивались потрясающих
результатов и создавали шоу, ни в чем не уступающие мировым.
Если вы все еще ищите способ решения своих задач, то обязательно посмотрите на работу
Catalyst своими глазами – рекламный проспект и даже видеоролик не дадут вам полного
представления об этой замечательной системе.
Источник: Авторская статья
|