|
Много лет назад компания Sonic Foundry совершила настоящий прорыв в области создания музыки на компьютере.
Известная ранее своим звуковым редактором Sound Forge, Sonic Foundry предложила новый продукт - Acid,
ориентированный на самого массового пользователя. Acid предназначен для создания музыки из готовых "петель" -
сэмплов, у которых при зацикленном воспроизведении окончание гладко стыкуется с началом.
Петли бывают барабанные, синтезаторные, гитарные - какие угодно. Их часто используют в современной музыке.
Acid предоставил самый удобный интерфейс для работы с петлями, упростив работу с ними так, что любой пользователь,
даже не имевший ранее отношения к созданию музыки на компьютере, смог делать в Acid пристойно звучащие композиции.
Но компакт-диске с Acid прилагалась библиотека петель (кстати, такие библиотеки есть в продаже), так что пользователь
мог сразу же приступить к созданию музыки на основе этих готовых сэмплов.
Небольшое техническое отступление. На примере. Допустим, у вас есть короткая, длиной в три секунды петля с
партией ударных. В Acid вы можете не просто повторять петлю на дорожке нужное вам количество раз. В Acid
вы можете управлять питчем, то бишь базовой частотой сэмпла. То есть транспонировать петлю на столько-то
тонов ниже или выше. Кроме того, вы можете изменять темп петли, подгоняя ее под нужное вам звучание.
Долгое время эти функции были уникальными, присущими только двум продуктам-братьям от Sonic Foundry - Acid и Vegas.
Прошло какое-то время и главные продукты Sonic Foundry - Sound Forge, Acid и Vegas - были куплены корпорацией
Sony и выпускаются теперь под ее торговой маркой. Смена владельцев не повредила продуктам, в отличие от, скажем,
плейера Sonique, который после приобретения его компанией Lycos был попросту закрыт, разработка остановлена,
и скачать его можно теперь разве что с сайтов энтузиастов. А Sound Forge, Acid и Vegas размеренно шагают дальше,
хотя и не претерпевают особо революционных изменений. Впрочем, этих изменений никто не претерпевает - движки
развиваются крайне медленно, и зачастую проще переписать движок, чем добавлять функции в уже существующий.
Так случилось с Cubase. Но вернемся к герою нашей статьи.
В настоящее время существуют три версии Acid - Acid Pro, Acid Music Studio и Acid XPress. Они отличаются разными
дополнительными возможностями. Например, плагины формата DirectX и VST поддерживаются лишь в Acid Pro. В статье
я буду касаться только общих черт, присущим всем продуктам линейки.
Интерфейс у Acid очень прост. Мы имеем секцию дорожек, секцию параметров и браузер файлов, иначе говоря
Explorer. В последнем вы можете прослушивать и добавлять в вашу композицию сэмплы - поддерживаются различные
форматы, такие как WAV, MP3 и другие. Одиночный щелчок мыши по файлу запускает его на прослушивание,
а двойной - добавляет в композицию.
В Acid на каждый сэмпл приходится отдельная дорожка, что в корне отличает Acid от Sonar, Cubase, Nuendo или
Samplitude, где на одной и той же дорожке могут находиться различные сэмплы. Но такой подход - по сэмплу на
дорожке - обусловлен самой концепцией Acid, методами создания в нем музыки.
Ведь как делается музыка в Acid? Очень просто. На панели инструментов есть такие инструменты, как карандаш,
ластик, кисточка. Вы берете карандаш и рисуете им на дорожке - водите указателем мыши, зажав ее левую кнопку.
Там, где вы рисуете, будет играть петля, связанная с этой дорожкой. Ластиком можно удалять те места, где вы
хотите убрать звук с этой дорожки.
Как сказано выше, существуют два похожих инструмента - карандаш и кисточка. Отличие между ними таково.
Карандашом можно рисовать только на одной дорожке, а кисть свободно перемещается на соседние дорожки.
Есть еще такой инструмент, как Envelope tool. Он служит для редактирования огибающих. Огибающие - это ломаные линии,
которые служат для динамического (во времени) изменения каких-либо параметров. Например, в Acid для каждой дорожки
есть по две стандартные огибающие - Volume (громкость) и Pan (панорама, разведение звука между левым или правым
каналами). В принципе, некоторые операции по работе с огибающими доступны и в других режимах редактирования,
не только при активном инструменте Envelope tool.
Допустим, вы хотите плавно изменить громкость на дорожке - сначала сделать ее тише, потом громче, потом снова
тише. Создадим дорожку. Выделим на ней отрезок с помощью Envelope tool. Нажимаем теперь на дорожке правую
кнопку мыши и в контекстном меню идем в Insert/Remove Envelope > Volume. На середине дорожки появилась прямая
синяя линия. Это и есть огибающая громкости.
Теперь поставим на ней три точки, между которыми будет изменяться уровень звука. Точки ставятся так - щелчок
правой кнопкой мыши на огибающей и выбор пункта Add point, то бишь "Добавить точку". Создаем три точки. Первую
опускаем ниже, чем среднюю, то же делаем с последней. Таким образом огибающая, изменяя свои очертания по
этим точкам, станет похожа на горку, холм. Так же будет изменяться и звук в этом фрагменте - сначала он будет
тихим, затем станет нарастать, а после пиковой средней точки - начнет понижаться.
На дорожку можно навешивать эффекты. Чтобы выбрать эффект, надо в левой секции, где свойства дорожки,
нажать кнопку Track FX. Либо, можно перейти на вкладку Acid FX (там, где проводник файлов). Доступно несколько
базовых эффектов. Во-первых, это трехполосный эквалайзер. Далее, есть задержка, дисторшн (искажение), и секция
LFO, реализующая ряд таких эффектов, как хорус, фленжер и фазер. Что до эффектов-плагинов форматов VST и DirectX,
то они доступны только в версии Acid Pro. Выскажу предположение, что пользователям Acid хватит и встроенных эффектов.
Acid не претендует на звание продукта для профессионалов в области звукорежиссуры. Это, скорее, программа для
новичков, не совсем или вообще не сведущих в работе с музыкой на компьютере. Поэтому базовых эффектов им вполне
хватит. А когда уровень профессионализма повысится и соответственно возрастут запросы, тогда будут нужны и плагины,
и совсем другой софт. Речь идет о разных весовых категориях. Но в своей Acid - король.
Кроме петель, в Acid можно прописывать MIDI-дорожки. VST-инструменты поддерживаются только в Acid Pro.
MIDI-партии, как и сэмплы, могут быть транспонированы. Кстати, сэмплы могут использоваться как в виде петель,
подогнанных под формат композиции, так и в оригинальном формате - если вам нужно использовать не измененный звук,
с первоначальным темпом, питчем и так далее. Для этого надо перейти на вкладку Track properties, где на странице
General в списке Track type выбрать значение One-shot. В таком режиме удобно работать не с петлями, а с обычными
сэмплами - например вокалом. В Acid можно также записывать на дорожки звук с микрофона или линейного входа.
Что до вывода всей композиции в файл формата WAV, Ogg или MP3, то для этого можно использовать пункт меню
File > Render As, где выбирается имя файла и нужный формат. Кроме того, прямо из Acid музыку можно записать на CD.
А еще в Acid можно оцифровать музыкальный CD.
Выводы. Acid - удобное средство для создания музыки из готовых петель, благо - библиотек с ними достаточно.
В Acid хорошо получается танцевальная музыка (многую в нем и делают, а потом по радио крутят), рэп или индастриал.
Простота использования делает Acid доступным даже для "чайников". Хорошая штука.
Источник: ПорталСОФТ@Mail.Ru
|
|