Инсталляция в нижегородском ночном клубе ''Premio Centre''
Как-то раз, ни рано, ни поздно, ни зимой, ни летом, в офисе компании "Арис-Про" раздался звонок из Нижнего Новгорода от давнего партнера, Андрея Березина ("Музыкальный Олимп"). "Есть тема: сделать клуб, "самый-самый" в регионе. Конкуренты? Конечно, куда же без них. Техническое задание? Вот фотографии строящегося здания, далее записано со слов заказчика: там будет большая сцена в торце (напротив балкона, где дыра в стене и две доски); нужно обеспечить качественным звуком живые выступления и, естественно, DJ. Также будут проводиться конференции-презентации; ну и, само собой разумеется, необходим свет".
О том, как проходила работа, рассказывают специалисты "Арис-Про"Евгений Шуев и Александр Солоухин.
Принцип озвучивания: Дальняя/ближняя зона
Так началась работа по нашему "внедрению" в этот проект. Несмотря на самый разгар кризисных неприятностей, не было сомнений: предлагать надо топовое оборудование (акустические системы немецкого производителя, d&b audiotechnik). С одним "но": состав оборудования должен быть предельно оптимизирован под задачи и особенности именно этого объекта. Для обоснования столь рискованной концепции была построена компьютерная модель зала, на которой и отрабатывались различные варианты озвучивания. Такая же работа по моделированию проводилась и со световым оборудованием. В результате остановились на следующем варианте: на зону танцпола работают два кластера, каждый из которых состоит из двух широкополосных систем d&b Ci4-Top и CI7-Top. Для озвучивания дальней зоны используются акустические системы с узким горизонтальным углом, а для ближней - с более широким. Чем уже диаграмма, тем больше концентрация энергии, тем меньше рассеивается она на пути к слушателю. Если акустические системы дальней и ближней зоны подключить к независимым каналам усиления, то появляется возможность излучать максимум энергии в дальнюю зону и меньшее количество энергии в ближнюю, чтобы не оглушать слушателей, находящихся около сцены.
Модель зала в программе EASE
Данные расчетов пересылались в Нижний Новгород, где Андрей Березин согласовывал результаты с заказчиком, дизайнерами, определял физическую возможность подвеса громкоговорителей в расчетных точках. Система звукоусиления строилась так, чтобы обеспечить максимум давления на танцполе, но в то же время создать комфортные условия в зоне столиков на балконе и под балконом. Для подзвучивания теневых зон предусмотрена распределенная система из восьми компактных громкоговорителей d&b E0. На рисунках приведены схемы размещения E0. Для фазирования этих излучателей с основной системой предусмотрены задержки сигнала.
Расположение АС на уровне танцпола
Расположение АС на балконе
Звук
Диаграмма направленности НЧ массива
Поскольку наши специалисты подключились к этому проекту на этапе разработки дизайнерских вариантов, появилась уникальная возможность реализовать технические решения самым оптимальным образом. Так, например, удалось разместить субвуферы под сценой, в специальных нишах. Восемь низкочастотных систем Ci7-Sub образуют кардиоидный НЧ массив. Это стало возможным благодаря наличию в контроллерах усилителей d&b функции задержки. Результирующая диаграмма массива приведена на скриншоте программы моделирования d&b ArrayCalc. Финальная настройка звуковой части комплекса свелась к двум вещам: поиску резонансных частот зала и коррекции задержек субвуферов. Если очевидность первого пункта не вызывает сомнений, то на задержках НЧ канала остановлюсь подробнее. Речь идет о получении максимального "тычка" на частоте раздела Top/Sub - 100 Гц. На этой частоте излучают и широкополосные системы, и субвуферы. Но, поскольку эти излучатели разнесены в пространстве, звук к слушателю приходит с разной задержкой. Если эту разницу не компенсировать, ударность звучания пропадает, что критично для дискотечной музыки. В нашем случае задача была еще сложнее: совместить условия реализации кардиоидности НЧ массива с фазированием на 100 Гц. Два дня шипений, гудений и бесконечного прослушивания одних и тех же треков... И вот за полчаса до торжественного открытия заведения послушали мы результаты очередного изменения настроек и решили, что это хорошо. В итоге на танцполе давление не менее 120 дБ, в "сидячих" зонах вполне можно разговаривать без риска сорвать голос, система в целом звучит как студийные мониторы. Стоит заметить, что не всем нравится эта "референсность" звучания, поскольку качество звука теперь определяется качеством исходного материала, а не звукового тракта. MP3 из Интернета, пиратские CD, самодельные записи - слышны все "косяки" и "убогости". Однако давайте вспомним главный пункт технического задания: сделать самый лучший клуб. Мы его сделали, и работать там должны самые лучшие артисты с самым качественным материалом.
Свет
В качестве решения светового вопроса была выбрана стандартная для клубов схема размещения приборов. Две прямоугольные фермовые конструкции размером 5 х 4 метра подвешены к потолку над танцполом, на них размещены вращающиеся головы фирмы Acme с лампой 575 Вт, 8 приборов IM-575S (spot) и 6 приборов IM-575W. По длинным краям танцпола подвешены две прямые фермовые конструкции длиной 3 метра, на них размещены 8 сканеров Robe Scan 575XT. Для освещения подбалконного пространства мы применили 6 сканеров Robe ClubScan 250CT. Еще две "головы" подвешены по бокам сцены и применяются в качестве "прострелов". Задник сцены решили не подсвечивать, поскольку там размещен светодиодный экран. По этой же причине отказались и от контрового освещения. Фронтальное осуществляется с помощью приборов, размещенных на фермах над танцполом. Генераторы дыма Robe Fog1500FT расположены на сцене, по двум ее краям. Управление всем световым оборудованием осуществляется через компьютерную программу Sunlite 1024 EC. Все монтажные работы выполнены силами "Музыкального Олимпа" на отличном профессиональном уровне. Не было проблем с противофазами, пропаданием DMX-сигнала, все заработало сразу после включения. Это, конечно же, сэкономило нервы, время и является залогом долгой и беспроблемной работы комплекса в будущем.
В заключение хотелось бы сказать следующее: часто приходится сталкиваться с тезисом о том, что "вам-то в столицах легко рядом с денежными мешками и "жирными" заказчиками...". Опыт последних осуществленных проектов в Орле, Пскове, Нижнем Новгороде, Оренбурге, Московской области демонстрирует наличие и денег, и заказчиков на местах. Но в сегодняшних условиях для победы явно недостаточно ограничиваться парой вариантов спецификации. Деньги нынче считают гораздо тщательнее и отдают их тем, кто умеет подкреплять свою правоту убедительными пояснительными записками, расчетами, наглядными иллюстрациями - словом, всем тем, что в полной мере готова предоставить любому заказчику наша компания.
Обращаем ваше внимание на то, что данный сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса РФ.
 .