|
Стоит ли устанавливать в храме электрическую систему звукоусиления? Неужели недостаточно акустики, заложенной в архитектуре самого здания? Ведь высокие своды, веками выверенные пропорции должны бы сами по себе обеспечивать прекрасное звучание…
На этот вопрос существует несколько ответов - от присущего многим церковным зданиям несовершенства до необходимости сделать богослужение слышимым не только внутри храма, но и за его пределами: на дворе, в трапезной, в церковной лавке, на колокольне.
Во многих случаях усиление звука в храме и трансляция богослужения за его пределы оказывается необходимостью. Возможность слышать службу помогает звонарю ударить в колокола именно в тот момент, когда это требуется церковным уставом, утешает поваров и работников лавки, вынужденных трудиться во время праздничной службы. Наконец, для небольших храмов, не способных вместить всех молящихся, пришедших на Пасху или Рождество, трансляция службы на церковный двор - единственный выход из создавшегося положения. К тому же не секрет, что многие храмы не могут порадовать хорошей акустикой вследствие ошибок, вкравшихся в процессе их возведения или реставрации (где-то звук "улетает" в слишком высокий барабан, где-то - наоборот, оказывается перекрыт уходящим под самые своды иконостасом)…
Озвучивание храма - дело непростое, требующее профессионального подхода. Это обусловлено в первую очередь сложной конфигурацией самого помещения - его различной высотой и шириной в разных частях: притворе, основной части и алтаре. Каждый из этих архитектурных объемов имеет свои акустические свойства.
Еще одна проблема, встающая при инсталляции акустических систем в церковных зданиях, - совпадение слушательской и исполнительской зон. Духовенство перемещается по храму и нередко стоит, окруженное народом: во время полиелея, молебна, литии. Акустическая система при этом должна увеличить громкость чтения и пения клира, но не транслировать на весь храм шепота стоящих неподалеку прихожан и плача младенцев. Большой объем помещения требует немалого числа микрофонов, улавливающих звук, и громкоговорителей, транслирующих его. Это может привести к самовозбуждению системы звукоусиления (говоря простым языком - к появлению помех). Чтобы избежать этого, в храме устанавливаются микрофоны, реагирующие на оказавшийся неподалеку от них источник звука и отключающиеся при его удалении. При этом важно учесть, что микрофон не должен вместо живого голоса улавливать звучание находящихся вблизи от него громкоговорителей.
Решение всех этих задач требует применения самой современной техники (микрофонов, шумоподавителей, усилителей звука, подавителей обратной связи и т.п.) и высокого профессионализма тех, кто будет устанавливать аппаратуру.
В первую очередь составляется компьютерная модель конкретного храма, учитывающая его архитектурные формы и объемы, материалы, из которых построено церковное здание, перемещение духовенства и певчих во время богослужения. Затем в соответствии со всеми этими данными подбирается техника. Так разрабатывается акустический проект, на основе которого будут осуществляться работы. Лишь после этого производится установка техники на месте, ее подключение, наладка и корректировка проекта в соответствии с полученным результатом. Еще одна проблема, возникающая при озвучивании храма, - необходимость разместить многочисленные приемники, усилители звука и громкоговорители так, чтобы они были незаметны либо гармонично вписывались в церковный интерьер. Решить ее помогает использование современных цифровых устройств, позволяющих значительно сэкономить занимаемое техникой пространство, особых компактных микрофонов и акустических систем (колонок).
И, наконец, последняя группа требований, предъявляемых к устанавливаемой в храме звуковой системе, - простота в эксплуатации, возможность долговременного регулярного использования и не слишком высокая цена. Судя по тому, что число церквей, где появляется акустическая техника, неуклонно возрастает, специалисты по звуку успешно решают эти задачи
Материал предоставлен Компанией ARIS
Источник: Компания ARIS
|
|