Воистину божественный звук... Инсталляция в кафедральном соборе Сошествия Святого Духа (Черновцы, Украина)
Расположение храма было запланировано инженером А. Марином еще при подготовке перспективного плана развития Черновцов, который датируется 1831 годом. Первый камень в фундамент собора заложен 3 июля 1844 года. Активное участие в организации строительства и обустройстве храма принимал первый митрополит Буковинский и Далмацкий Евгений. Он освятил закладку первого камня в фундамент собора, а 4 июля 1864 года он же торжественно освятил вновь выстроенный храм. Митрополит Евгений умер 12 марта 1873 года и был похоронен в гробнице цокольного помещения кафедрального собора. 12 марта 2006 года, в годовщину смерти митрополита Евгения, на территории собора ему был открыт памятник.
По условиям технического задания необходимо было обеспечить высокую разборчивость речи при трансляции служб во внутренние помещения храма и в уличную зону. Критерием разборчивости являлась возможность дословно понимать пение и речь во время любой из служб. Надо заметить, что озвучивание православных церквей - непростая задача, поскольку классическая архитектура храмов предусматривает наличие трех объемов, которые имеют разные акустические свойства. При этом в некоторых вариантах ведения службы слушательская и исполнительская зоны совмещены.
Например, священник может стоять под паникадилом лицом к иконостасу в окружении прихожан. В этом случае необходимо избирательно снять голос священника и в эту же зону направить усиленный звук, что гарантированно приведет к возникновению акустической обратной связи. На рисунке ниже приведены все возможные варианты расположения священнослужителей, ведущих службу. Стрелками обозначено направление, в котором ведется служба. Цифрами 9, 10, 11 обозначены места расположения хора, цифрой 12 - балкон для чтения проповеди.
Для определения оптимального варианта озвучивания была построена компьютерная модель церкви. В рамках этой модели определялись места расположения громкоговорителей и выбирался их тип. В итоге для озвучивания внутри церкви выбраны акустические системы RCF MQ60, для работы на уличную зону - всепогодные колонны RCF CS6520. Схема размещения акустических систем и направления осей излучения приведена на рисунке.
Чтобы обеспечить требуемую разборчивость звука, применена сложная система микрофонов, включающая комбинацию конденсаторных кардиоидных Beyerdynamic MC930, MCE 530 и дальнобойных "пушек" Beyerdynamic MCE 86II. Там, где возможно разместить микрофон в непосредственной близости от ведущего, использовались MC 930 и MCE 530, там, где можно "достать" только с расстояния, применялись MCE 86II. В общей сложности установлено пять микрофонов MC 930, два микрофона MCE 530 и четыре микрофона MCE 86II.На фотографиях виден микрофон MCE 530, спрятанный в колонну иконостаса, и микрофон-пушка MCE 86II в зале.
Нетрудно догадаться, что 11 одновременно работающих микрофонов очень быстро достигнут порога самовозбуждения системы звукоусиления. Ситуация усугубляется неблагоприятной акустикой зала: на частоте 250 Гц время реверберации достигает 5 секунд!
В связи с этим был выбран следующий алгоритм работы: только один микрофон или определенная группа микрофонов должны быть активны в каждый момент времени, чтобы остальные микрофоны не ловили звук из колонок и отражения от стен. Активность микрофонов определяется близостью источника звука, однако здесь есть своя трудность: микрофоны, расположенные в зале, получают как прямой звук голоса, так и звук от ближайшего громкоговорителя. Пришлось очень тщательно продумывать взаимное расположение акустических систем и микрофонов.
Для каждого микрофона необходимы индивидуальные настройки эквалайзера и использование режекторных фильтров подавителя обратной связи. Также для каждой зоны озвучивания необходимо обеспечить индивидуальные настройки по уровню звукового давления и эквализации. И, пожалуй, самое главное - вся система должна работать в автоматическом режиме и быть защищена от изменения настроек. В штате церкви не предусмотрен звукооператор, а на Западную Украину, за полторы тысячи километров, "подкручивать ручки" не наездишься.
Реализовать все требования оказалось возможно с использованием цифровой программируемой платформы Biamp. В этом проекте инсталлирована система Audia Flex в конфигурации 14 входов/8 выходов. "Сердцем" конфигурации является автоматический микшер, который активирует вход с наибольшим входным сигналом, а все остальные входы заглушаются. В настройках автоматического микшера можно задать активацию нескольких входов, тем самым включается группа микрофонов. Для каждого микрофонного входа выстроена следующая цепочка алгоритмов обработки: пороговый шумоподавитель - входной эквалайзер, он же подавитель обратной связи (feedback suppressor) - автоматический микшер - схема маршрутизации сигналов - выходной эквалайзер. Для оперативного управления предусмотрена панель Volume/Select 8, с помощью которой можно регулировать громкость звука как общую, так и в отдельных зонах: улица, вход, первый зал, главный зал.
Несколько слов об особенностях настроек системы. Поскольку имеется сильный резонанс на 250 Гц, то первая частота самовозбуждения находится на этой же частоте. В главном зале, где размещены восемь микрофонов, низкие частоты обрезаны до 270 Гц и уровень звукового давления понижен, т.к. в этой части храма всегда присутствует прямой звук голоса.
В зоне входа, удаленной от микрофонов, вероятность самовозбуждения ниже, прямого звука голоса нет, поэтому уровень звукового давления акустических систем здесь выше и нижняя граница диапазона опущена до 190 Гц. На улицу выдается максимум давления в полном диапазоне рабочих частот звуковых колонн CS2020. В выходном эквалайзере уличной зоны немного подавлена частота 160 Гц, чтобы убрать некоторую "коробочность" звучания громкоговорителей.
Теперь давайте представим систему, аналогичную по функциональности, но составленную из дискретных компонентов: 12 эквалайзеров, 12 подавителей обратной связи, автомикшер, еще четыре эквалайзера и четыре усилителя мощности. Это пара шкафов высотой 26U. В нашем случае все оборудование поместилось в одну стойку 18U и еще осталось место для установки старого кассетного плеера и приемников радиосистем.
Будем честны - нельзя сказать, что все идеально заработало сразу… Пришлось, конечно, повозиться с настройками и понервничать во время пробных включений при ведении служб, однако требуемые параметры звука были достигнуты и, полагаю, мы вправе гордиться полученным результатом.
Обращаем ваше внимание на то, что данный сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса РФ.
 .