Информационный Портал ShowRoom.ru: Оборудование и технологии для света, звука, видео- и телепроизводства, музыкальные инструменты и технологии.
Информационный Портал ShowRoom.ru
Баннер Баннер
Переводы, верстка, дизайн
Каталог
Музыкальные инструменты Музыкальные инструменты
Световое оборудование, световые эффекты Световое оборудование, световые эффекты
Звуковое оборудование Звуковое оборудование
Видео и проекционное оборудование, медиасерверы Видео и проекционное оборудование, медиасерверы
Телевизионное и оборудование для киносъемок Телевизионное и оборудование для киносъемок
Мультимедийное оборудование, софт Мультимедийное оборудование, софт
Студийное оборудование Студийное оборудование
Конференц-системы, системы оповещения, public-address Конференц-системы, системы оповещения, public-address
DJ оборудование DJ оборудование
Лазерные системы, лазеры Лазерные системы, лазеры
Оборудование для кинотеатров Оборудование для кинотеатров
Оборудование сцены Оборудование сцены
Оборудование для хора и оркестра Оборудование для хора и оркестра
Специальная мебель, рэки, кофры, кейсы, чехлы, стойки Специальная мебель, рэки, кофры, кейсы, чехлы, стойки
Коммутация, кабели, разъемы Коммутация, кабели, разъемы
Специальная пресса, литература, ноты Специальная пресса, литература, ноты
WWW-ресурсы WWW-ресурсы
Подписка Подписка на новости
 
Проекты и Инсталляции  
    26.11.2009  
    Автор: Евгений Шуев, Компания ARIS  

Воистину божественный звук... Инсталляция в кафедральном соборе Сошествия Святого Духа (Черновцы, Украина)

 

Расположение храма было запланировано инженером А. Марином еще при подготовке перспективного плана развития Черновцов, который датируется 1831 годом. Первый камень в фундамент собора заложен 3 июля 1844 года. Активное участие в организации строительства и обустройстве храма принимал первый митрополит Буковинский и Далмацкий Евгений. Он освятил закладку первого камня в фундамент собора, а 4 июля 1864 года он же торжественно освятил вновь выстроенный храм. Митрополит Евгений умер 12 марта 1873 года и был похоронен в гробнице цокольного помещения кафедрального собора. 12 марта 2006 года, в годовщину смерти митрополита Евгения, на территории собора ему был открыт памятник.

По условиям технического задания необходимо было обеспечить высокую разборчивость речи при трансляции служб во внутренние помещения храма и в уличную зону. Критерием разборчивости являлась возможность дословно понимать пение и речь во время любой из служб. Надо заметить, что озвучивание православных церквей - непростая задача, поскольку классическая архитектура храмов предусматривает наличие трех объемов, которые имеют разные акустические свойства. При этом в некоторых вариантах ведения службы слушательская и исполнительская зоны совмещены.

Например, священник может стоять под паникадилом лицом к иконостасу в окружении прихожан. В этом случае необходимо избирательно снять голос священника и в эту же зону направить усиленный звук, что гарантированно приведет к возникновению акустической обратной связи. На рисунке ниже приведены все возможные варианты расположения священнослужителей, ведущих службу. Стрелками обозначено направление, в котором ведется служба. Цифрами 9, 10, 11 обозначены места расположения хора, цифрой 12 - балкон для чтения проповеди.

Для определения оптимального варианта озвучивания была построена компьютерная модель церкви. В рамках этой модели определялись места расположения громкоговорителей и выбирался их тип. В итоге для озвучивания внутри церкви выбраны акустические системы RCF MQ60, для работы на уличную зону - всепогодные колонны RCF CS6520. Схема размещения акустических систем и направления осей излучения приведена на рисунке.

Чтобы обеспечить требуемую разборчивость звука, применена сложная система микрофонов, включающая комбинацию конденсаторных кардиоидных Beyerdynamic MC930, MCE 530 и дальнобойных "пушек" Beyerdynamic MCE 86II. Там, где возможно разместить микрофон в непосредственной близости от ведущего, использовались MC 930 и MCE 530, там, где можно "достать" только с расстояния, применялись MCE 86II. В общей сложности установлено пять микрофонов MC 930, два микрофона MCE 530 и четыре микрофона MCE 86II.На фотографиях виден микрофон MCE 530, спрятанный в колонну иконостаса, и микрофон-пушка MCE 86II в зале.


Нетрудно догадаться, что 11 одновременно работающих микрофонов очень быстро достигнут порога самовозбуждения системы звукоусиления. Ситуация усугубляется неблагоприятной акустикой зала: на частоте 250 Гц время реверберации достигает 5 секунд!

В связи с этим был выбран следующий алгоритм работы: только один микрофон или определенная группа микрофонов должны быть активны в каждый момент времени, чтобы остальные микрофоны не ловили звук из колонок и отражения от стен. Активность микрофонов определяется близостью источника звука, однако здесь есть своя трудность: микрофоны, расположенные в зале, получают как прямой звук голоса, так и звук от ближайшего громкоговорителя. Пришлось очень тщательно продумывать взаимное расположение акустических систем и микрофонов.

Для каждого микрофона необходимы индивидуальные настройки эквалайзера и использование режекторных фильтров подавителя обратной связи. Также для каждой зоны озвучивания необходимо обеспечить индивидуальные настройки по уровню звукового давления и эквализации. И, пожалуй, самое главное - вся система должна работать в автоматическом режиме и быть защищена от изменения настроек. В штате церкви не предусмотрен звукооператор, а на Западную Украину, за полторы тысячи километров, "подкручивать ручки" не наездишься.


Реализовать все требования оказалось возможно с использованием цифровой программируемой платформы Biamp. В этом проекте инсталлирована система Audia Flex в конфигурации 14 входов/8 выходов. "Сердцем" конфигурации является автоматический микшер, который активирует вход с наибольшим входным сигналом, а все остальные входы заглушаются. В настройках автоматического микшера можно задать активацию нескольких входов, тем самым включается группа микрофонов. Для каждого микрофонного входа выстроена следующая цепочка алгоритмов обработки: пороговый шумоподавитель - входной эквалайзер, он же подавитель обратной связи (feedback suppressor) - автоматический микшер - схема маршрутизации сигналов - выходной эквалайзер. Для оперативного управления предусмотрена панель Volume/Select 8, с помощью которой можно регулировать громкость звука как общую, так и в отдельных зонах: улица, вход, первый зал, главный зал.

Несколько слов об особенностях настроек системы. Поскольку имеется сильный резонанс на 250 Гц, то первая частота самовозбуждения находится на этой же частоте. В главном зале, где размещены восемь микрофонов, низкие частоты обрезаны до 270 Гц и уровень звукового давления понижен, т.к. в этой части храма всегда присутствует прямой звук голоса.

В зоне входа, удаленной от микрофонов, вероятность самовозбуждения ниже, прямого звука голоса нет, поэтому уровень звукового давления акустических систем здесь выше и нижняя граница диапазона опущена до 190 Гц. На улицу выдается максимум давления в полном диапазоне рабочих частот звуковых колонн CS2020. В выходном эквалайзере уличной зоны немного подавлена частота 160 Гц, чтобы убрать некоторую "коробочность" звучания громкоговорителей.

Теперь давайте представим систему, аналогичную по функциональности, но составленную из дискретных компонентов: 12 эквалайзеров, 12 подавителей обратной связи, автомикшер, еще четыре эквалайзера и четыре усилителя мощности. Это пара шкафов высотой 26U. В нашем случае все оборудование поместилось в одну стойку 18U и еще осталось место для установки старого кассетного плеера и приемников радиосистем.

Будем честны - нельзя сказать, что все идеально заработало сразу… Пришлось, конечно, повозиться с настройками и понервничать во время пробных включений при ведении служб, однако требуемые параметры звука были достигнуты и, полагаю, мы вправе гордиться полученным результатом.

Материал предоставлен Компанией ARIS

Источник: Компания ARIS

 
подписаться на рассылку
 
  Назад  
  Другие статьи:  
   
   
   
Статистика
Фирм - 312
Брендов - 1945
Магазинов - 159
Товаров - 5981

                 6.10.23
новости · выставки · статьи · о проекте · помощь · бренды · магазины · фирмы · организации · услуги
ShowRoom.ru Свет, звук, студия

Контакты: info@showroom.ru

Copyright © 2004-2024 ShowRoom.ru, Издатель ИП Щелканов

Создание сайта: Создание сайта


     
     Обращаем ваше внимание на то, что данный сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса РФ.     
     .