|
Участники XIX Международного конгресса НАТ "Стратегия развития телерадиовещания: экономика, технологии, контент", обсудив положение дел в индустрии телерадиовещания по состоянию на ноябрь 2015 года, отмечают такие позитивные решения федеральных органов законодательной и исполнительной власти как закрепление за вещательными компаниями полосы радиочастот, выделенной ранее для целей телерадиовещания, расширение перечня обязательных общедоступных телеканалов за счет федеральных каналов 2-го мультиплекса, сохранение рекламной бизнес-модели для региональных кабельных каналов, возвращение рекламы медицинских услуг и препаратов в теле- и радиопрограммы.
Вещатели поддерживают основные положения Стратегии развития российского телерадиовещания до 2025 года, Федеральной целевой программы на предстоящие три года, которые определяют задачи индустрии, целевые индикаторы и показатели.
Вместе с тем, изменения в законы "О средствах массовой информации" и "О связи", отдельные приказы Министерства связи и массовых коммуникаций создают немало вопросов, от решения которых зависят судьба сетевого вещания в России, существование регионального и муниципального телевидения в целом, как наиболее многочисленного индустриального сегмента, важнейшего средства информации и канала связи органов власти субъектов Российской Федерации и населения регионов.
Региональные и муниципальные телеканалы оказались вне перечня обязательных общедоступных каналов, что фактически превращает их в платные каналы, ставит в зависимость от операторов кабельного ТВ.
В отношении телекомпаний национальных республик и областей РФ подобные решения не учитывает Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента России. Приказ Минкомсвязи, определяющий взаимоотношения вещателей и операторов связи в части присоединения к сетям связи и формирования сигнала телеканалов, во многих случаях не позволяет вещательным предприятиям продолжить распространение программ в кабельных сетях. Впервые за много лет ряд региональных телерадиокомпаний прекратили вещание, не имея возможности самостоятельно предлагать точки присоединения операторам связи. И процесс это только начался.
Положение усугубляется тем, что мультимедийность, конвергенция приемных устройств, мобильная связь и терминалы еще не стали в регионах в полной мере альтернативой телеэкрану и дисплею компьютера.
В этих условиях делегаты Конгресса НАТ считают необходимым
обратиться в Государственную Думу Федерального собрания, Правительственную комиссию по развитию телерадиовещания, Министерство связи и массовых коммуникаций, Роскомнадзор с предложениями:
- внести изменения в законы "О средствах массовой информации" и "О связи", дополнив перечень обязательных общедоступных телеканалов региональными и муниципальными каналами самостоятельного программирования в формулировках, принятых Государственной Думой на этапе первого чтения законопроектов; поддержать инициативные предложения депутатов Государственного собраниям Республики Башкортостан, Законодательного собрания Республики Саха (Якутия) о статусе региональных и республиканских национальных телеканалов;
- дополнить приказ Министерства связи и массовых коммуникаций "Об утверждении Условий подтверждения наличия или отсутствия технической возможности принять сигнал путем присоединения сети связи оператора обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов к сети связи оператора связи, указанного в пункте 2 статьи 192 Федерального закона от 7 июля 2003 г. # 126-ФЗ "О связи", пунктом, устанавливающим, что отсутствие у РТРС в конкретной точке подключения технической возможности организовать врезку в сигнал, передаваемый кабельным операторам, вставки регионального и/или местного наполнения (т.е. отсутствие возможности исполнения п. 7 "Условий") означает отсутствие у РТРС технической возможности организовать точку подключения для кабельных операторов. В такой ситуации, кабельные операторы должны принимать сигнал из источника, указанного вещателем;
- для оперативного решения проблемы продолжения вещания региональных каналов предложить РТРС дать указание своим филиалам в случае отсутствия технической возможности присоединения в указанной точке предоставлять вещателям соответствующее письменное заключение;
- ускорить подготовку решения о создании дополнительных локальных мультиплексов, которые будут укомплектованы местными эфирными цифровыми каналами;
- в случае расторжения договоров о сетевом вещании внести в нормативно-правовые акты положение о закреплении преимущественного права на частоту за телерадиокомпаниями - лицензиатами в упрощенном порядке с переоформлением программной концепции;
- учитывая основные тенденции, сформулированные в проекте Стратегии развития телерадиовещания до 2025 года, - мультимедийность, многоплатформенность, многоэкранность; новое направление в телерадиовещании - воспроизведение аудиовизуального контента на массовых малых экранах мобильных терминалов (смартфоны, планшеты и т.п.), создать межведомственную Рабочую группу, в состав которой предложить войти ведущим специалистам НАТ, РТРС, АРПАТ, АКТР, МКС, федеральных и региональных вещателей, операторов связи в различных средах, НИИ, промышленности для разработки и/или актуализации отраслевых стандартов цифрового телевидения и радио (ОС), правил технической эксплуатации (ПТЭ); подготовки индустриального каталога аппаратуры и оборудования, их компонентов, необходимых для бесперебойного функционирования телерадиовещания, средств массовых коммуникаций в новых технологических условиях;
- для повышения квалификации и переподготовки специалистов производящих и вещательных компаний, контент-агрегаторов, медиаселлеров и медиаизмерителей, других субъектов рынка, принимая во внимание, что центром нового направления, связанного с созданием аудиовизуального контента для разных приемных устройств, экранов и мобильных терминалов стал Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, создать совместно Институтом Центр ключевых компетенций ("Кафедру НАТ").
Мы должны в полной мере использовать конкурентные преимущества профессиональных СМИ - производство эксклюзивного контента; использование разнообразных каналов и средств распространения, коммуникации, телесмотрения и интерактивного общения; возможность предлагать изменения и дополнения в нормативную базу, представлять экспертные оценки и заключения; медиакомпетентность.
НАТ
|
|