|
На рынке звуковых редакторов программа Sound Forge
является таким же брэндом как, например, Jeep на рынке автомобилей. Sound Forge известен пользователям эдак с середины
девяностых годов прошлого века.
Уже тогда наметились три основных редактора сэмплов - Sound Forge, Cool Edit Pro и Wavelab.
Все три благополучно существуют по сей день, только Cool Edit Pro куплен корпорацией Adobe и выпускается теперь
под именем Audition. Покупка ожидала и Sound Forge. Ведь в былое время его производителем была компания Sonic Foundry.
Затем ее флагманские продукты - Acid, Vegas и Sound Forge были куплены корпорацией Sony.
Архитектура Sound Forge дошла до нашего времени с меньшими изменениями, нежели у конкурентных продуктов.
Sound Forge как был специализированным редактором для работы с "одиночными" волновыми файлами, так и остался
им - функции многодорожечного редактирования так и не появились (как в WaveLab и Audigy), а VST-плагины стали
поддерживаться только с восьмой версии, в которой также прибавилось, следуя условиям современности, взаимодействие
со звуковой картой посредством драйверов ASIO.
Технические характеристики Sound Forge впечатляют. Редактор умеет работать с 64-битным звуком при
частоте 192 килогерца - этого хватит с головой совершенно всем. Для справки - на обычном музыкальном диске
звук записан в формате 16 бит 44.1 килогерца, а на DVD, как правило, тоже 16 бит, но 48 килогерц. Что до форматов
хранения и сжатия звука, то Sound Forge "понимает", кроме обычных WAV, также и MP3, Ogg, WMA/WMA. Редактором
удобно вытягивать звук из AVI-файлов - достаточно просто открыть такой файл, и Sound Forge откроет его в
комбинированном окне, где сверху будут кадры фильма, а снизу - волновые формы звуковой дорожки.

Рисунок 1. Главное окно Sound Forge
Но я немного забежал вперед. Зачем вообще существуют продукты, подобные Sound Forge, в которых
можно обрабатывать только сэмплы по одиночке, а не микшировать их на дорожках? Ответ прост - именно для обработки
отдельных сэмплов. Для тонкой обработки. Хотя в виртуальных студиях вроде Cubase есть аналогичные средства, но они
не так развиты, как в специализированных волновых редакторах. Многие звуки обрабатываются сначала в волновых
редакторах, а потом уже микшируются в Cubase или Nuendo.
Sound Forge - в своем роде народный стандарт волнового редактора. Если вы покупаете (или берете попользоваться)
какую-нибудь профессиональную библиотеку сэмплов (я не говорю о тех пиратских дисках с кучей сэмплов в MP3),
то вполне вероятно можете обнаружить, что сэмплы лежат там в виде здоровенных WAV'ов, каждый из которых
содержит в себе с десяток разных сэмплов. При этом такие WAV'ы разбиты внутренне на регионы, и формат этих
регионов берет свое начало именно от Sound Forge. Только недавно Wavelab тоже стала поддерживать регионы такого формата.
Кстати, работа с регионами - одно из мощных средств, предоставляемых Sound Forge. В регион
можно превратить любую выделенную область (достаточно выделить в файле данные и нажать клавишу R).
Регионов может быть несколько. Регион представляет собой два маркера - начальный и замыкающий.
Двойной щелчок мышью внутри региона выделяет область, ограниченную маркерами региона. Можно разделить
файл на регионы и применить функцию Tools > Extract regions. При этом каждый регион будет выведен в отдельный файл.
В том же меню Tools есть функция Auto region, которая размечает в файле регионы в соответствии с уровнем и характеристиками сигнала.
В Sound Forge годами накапливались разные полезные функции, то есть этот редактор - не просто
средство для нарезки звукового файла на куски и применения эффектов. Вначале поговорим об эффектах.
В Sound Forge встроены стандартный набор эффектов, таких как дисторшн, эхо, хорус. Есть простой шумодав (Noise gate),
удаляющий шум на определенном уровне сигнала. Есть компрессор. Интересен с точки зрения технологии встроенный
ревербератор Acoustic Mirror. Он позволяет применять к звуку акустические импульсы, как бы "слепки" реверберации,
созданные в реальных помещениях. Технология создания таких импульсов описана в документации к Sound Forge - эта
технология проста, но довольно хлопотна, зато вы получаете натуральнейшую реверберацию. Есть в Sound Forge и
обычный ревербератор с добротным набором предустановок.
Из других встроенных эффектов можно отметить такие интересные штуки, как WaveHammer (компрессор
и максимизатор уровня сигнала), средство для сдвига питча, сдвиг DC (исправляет сигнал, если его волновая форма
не центрирована относительно оси).

Рисунок 2. Один из встроенных эффектов
Внешние эффекты-плагины. Испокон веков Sound Forge поддерживал также DirectX-плагины, а начиная
с восьмой версии - еще и VST. Однако архитектура Sound Forge позволяет применять к сигналу только один эффект
одновременно. То есть вы вызываете окно эффекта, настраиваете его, предварительно прослушиваете (нажав кнопку Preview),
и затем применяете кнопкой OK. Потом - следующий эффект. Напротив, в WaveLab есть окно-секция, куда "навешиваются"
эффекты (до восьми штук), которые применяются к звуку одновременно.
В Sound Forge есть некий аналог такой рэки эффектов, своего рода обходное средство специфики архитектуры,
и прячется оно в меню View. Там есть пункт Plug-in chainer. Он выдает на-гора окно, в котором вы можете составить цепочку
из фильтров обработки.
Sound Forge - отличный инструмент для создания и обработки петель. Во-первых, он включает в себя инструмент
Crossfade loop, с помощью которого вы можете зациклить любой звук таким образом, что его окончание будет плавно переходить
в начало. Кроме того, Sound Forge предоставляет для петель целый арсенал настроек формата другого популярного продукта
от Sony, "петельного" секвенсера Acid. Поэтому Sound Forge можно считать наилучшим инструментом для подготовки сэмплов
перед использованием их в Acid. Кроме того, Sound Forge дружит с "железными" сэмплерами и с его помощью вы можете извлекать
сэмплы из памяти сэмплера, а также посылать их в сэмплер.
Как еще можно использовать Sound Forge - кроме обработки сэмплов? В стремлении дать пользователю универсальный
инструмент работы со звуком, разработчики оснастили свой продукт функцией оцифровки аудио-дисков. Учитывая способность
Sound Forge сохранять данные в форматах MP3 и OggVorbis, Sound Forge можно использовать для "рипания" CD.
Обратная операция - запись на CD - тоже доступна, однако в несколько урезанном варианте, что вполне понятно - у
Sony на этот счет есть отдельный продукт, CD Arhitect. А Sound Forge умеет записывать на CD следующим образом.
Используется режим TAO - Track at once. Открываете, делаете текущим файл, который хотите записать. Затем вы
идёте в Tools - Burn Track-at-once Audio CD. Записываете файл как дорожку. И так повторяете процедуру со всеми песнями,
которые хотите поместить на диск. Перед записью последней песни надо в окне Burn Track-at-once Audio CD поставить галочку
на Close disk when done burning, чтобы зафиксировать сессию записи.
Есть в Sound Forge и функции по анализу звука - например, спектральный анализатор, статистика
(отображающая пиковые и минимальные громкости и тому подобное), функция нахождения "зашкаливающих" участков
(участки звука, где громкость находится выше предела, автоматически помечаются регионами).
Интерфейс у Sound Forge, на мой взгляд, удобнее, чем в WaveLab и Audition - более интуитивен, понятен.
Хотя мне, как пользователю WaveLab, очень не хватает секции для навешивания эффектов. Однако признаю, что после
Sound Forge другие редакторы кажутся мне неповоротливыми - исключение составляет разве что малоизвестный GoldWave,
может быть мы поговорим о нем в свое время.
Выводы. Sound Forge - отличный звуковой редактор, который подойдет и новичку, и профессионалу.
Так оно и есть - диапазон профессионализма пользователей Sound Forge чрезвычайно широк. Если, допустим, те
Cubase или Nuendo новичок в работе с цифровым звуком сразу не освоит, то продуктивная работа в Sound Forge
такому новичку - вполне по плечу. Что до профи, то они годами работают в Sound Forge и не жалуются.
Сайт программы
Источник: Портал СОФТ@Mail.Ru
|
|