Информационный Портал ShowRoom.ru: Оборудование и технологии для света, звука, видео- и телепроизводства, музыкальные инструменты и технологии.
Информационный Портал ShowRoom.ru
Баннер Баннер
Переводы, верстка, дизайн
Каталог
Музыкальные инструменты Музыкальные инструменты
Световое оборудование, световые эффекты Световое оборудование, световые эффекты
Звуковое оборудование Звуковое оборудование
Видео и проекционное оборудование, медиасерверы Видео и проекционное оборудование, медиасерверы
Телевизионное и оборудование для киносъемок Телевизионное и оборудование для киносъемок
Мультимедийное оборудование, софт Мультимедийное оборудование, софт
Студийное оборудование Студийное оборудование
Конференц-системы, системы оповещения, public-address Конференц-системы, системы оповещения, public-address
DJ оборудование DJ оборудование
Лазерные системы, лазеры Лазерные системы, лазеры
Оборудование для кинотеатров Оборудование для кинотеатров
Оборудование сцены Оборудование сцены
Оборудование для хора и оркестра Оборудование для хора и оркестра
Специальная мебель, рэки, кофры, кейсы, чехлы, стойки Специальная мебель, рэки, кофры, кейсы, чехлы, стойки
Коммутация, кабели, разъемы Коммутация, кабели, разъемы
Специальная пресса, литература, ноты Специальная пресса, литература, ноты
WWW-ресурсы WWW-ресурсы
Подписка Подписка на новости
 
Звуковое оборудование  
    26.04.2006  
    Автор: Дмитрий Сухин. Консультации с автором: dimm56@yandex.ru, ICQ 257-811-521  

Концертный звук. Советы бывалого. Часть 2.

 
От редакции ShowRoom.ru.

Эта статья любезно предоставлена звукорежиссером Дмитрием Сухиным. Несмотря на то, что первая публикация состоялась в журнале «Звукорежиссер» в 2000 году, мы считаем, что тема статьи актуальна и на сегодняшний день и будет интересна концертным звукорежиссерам. В статье сохранена стилистика и примечания редакции журнала «Звукорежиссер».

Первая статья закончивалась обещанием пойти на сцену расставлять микрофоны. Будем считать, что нам предстоит работатьс джаз-роковым составом вроде Blood, Sweat And Tears, как имеющим наибольшее количество разнообразных инструментов. Дальше уже идут биг-бенды, у которых есть свои особенности, и мы их когда-нибудь тоже коснемся.

Итак, вперед на сцену! Наш ансамбль состоит из: ударных, бас-гитары, гитары, клавишных, акустического рояля и духовой секции - саксофона, трубы, тромбона. Другие инструменты, которые могут появиться, например, на джаз-фестивале, рассмотрим отдельно позже.
В большинстве случаев на сцене присутствует барабанщик. С него и начнем. Большой барабан ("бочка", kick drum, bass drum). Джазмены используют его, как правило, с передним пластиком. Это придает звуку мягкость, скругляет атаку. "Рокеры", в зависимости от пристрастий, поступают по-разному: снимают передний пластик вовсе, ставят его с отверстием. (Считается, это придает звуку упругость). Справедливости ради надо сказать, что родоначальники и "монстры" хард-рока Led Zeppelin и Deep Purple тоже не брезговали передним пластиком. А барабаны там записаны превосходно - вспомните альбомы LZ I и LZ II.
Если большой барабан имеет два пластика без отверстия в переднем, то, в зависимости от задачи, можно ставить один или два микрофона. При работе с джазовым составом вполне достаточно у переднего пластика одного микрофона типа AKG D112, Shure SM52 и т.п. Микрофон располагаем ближе к краю - там больше обертонов. Они обеспечивают вполне достаточную для джаза атаку без сильной "накрутки" верха на эквалайзере пульта. Если атака маловата - ее можно подчеркнуть компрессором с "отпущенным" временем атаки.
Рок-группа с традиционным двухпластиковым большим барабаном в наше время - редкость. Может быть, если кто играет рокабилли? В этом случае для получения внятного шлепка, поставим второй микрофон у пластика со стороны педали. Возьмем наиболее узконаправленный микрофон и сориентируем его так, чтобы он как можно меньше брал механические шумы педали. Даже хорошо смазанная педаль современной конструкции издает шумы. Могут быть слышны шумы обуви барабанщика, непрочного крепления инструмента к полу и т.д. Можно поэкспериментировать с противофазным включением микрофонов. Односторонний большой барабан дает качественный шлепок, но за счет уменьшения доли основного тона и низа. В этом случае основной и единственный микрофон - тот же D112 или аналогичный, который ставится ближе к пластику.
Весьма спорна для концертного применения студийная практика постановки микрофона внутри большого барабана, мембраной не параллельно пластику. Да, в таком случае появляется середина, которая на концерте может оказаться лишней, но зато катастрофически теряется атака. Ее потом приходится находить "спецсредствами". Решите, что вам нужнее в звучании большого барабана - естественная атака или естественная середина.

Двусторонний инструмент с отверстием в переднем пластике - наиболее часто применяемый музыкантами вариант, а как следствие, наиболее часто подвергающийся не всегда удачным экспериментам. (Рис. 1) Опыты проводят с тремя основными положениями тех же AKG D112: внутри около пластика (а); внутри барабана в центре (б); на срезе переднего пластика, чаще у края отверстия (в). Последний вариант нередко применяют для джаз-рока, (вроде нашего случая), как наиболее сбалансированный спектрально. "Металлисты" отдают предпочтение первому варианту, усовершенствуя его различными нашлепками на пластик. В любом случае мембрана микрофона должна быть параллельна пластику.
Общие рекомендации по демпфированию инструмента, поскольку в большинстве случаев оно необходимо. Можно видеть инструменты, забитые тряпками, шерстяными свитерами, старыми джинсами, да еще все это придавлено сценическим балластом. Такое "тряпочное демпфирование" полностью уродует звук и, крути-не крути эквалайзер, - звука не будет. Между тем, для двухпластикового большого барабана достаточно куска поролона толщиной 5…7 см, шириной чуть больше глубины инструмента, который вставляется внутрь барабана враспорку между пластиками. Разумеется, пластики должны быть не повреждены и правильно натянуты. Нередко кладут второй "высокочастотный" микрофон прямо внутрь на этот поролон, в этом случае опять возможны эксперименты с фазами. Такой вариант уместен, на мой взгляд, лишь при хорошей PA-системе и в хорошо заглушенном зале или на открытом воздухе. С появлением PZM-микрофонов их стали просто класть внутрь. Зачастую это наилучшее решение.
Малый барабан, snare drum, снимают также одним или двумя микрофонами. Второй, снизу, предназначен для съема струн, что нередко в концертной ситуации бывает лишним. Верхний же пластик снимают традиционными SM57 или ATM23. Верхний микрофон желательно ставить как можно более перпендикулярно пластику, то есть мембрана должна быть параллельна ему. Устанавливая микрофон, придется проявить изрядную сноровку и постоянно консультироваться с музыкантом - не будут ли микрофоны мешать ему играть? Ваше терпение будет вознаграждено плотным и качественным звуком без излишней коррекции.

Альтовый, теноровый, баритоновый и басовый том-томы, (Rack 1, Rack 2, Floor tom) (Рис 2). Конструкция их и, соответственно, способы озвучивания примерно одинаковы. Они бывают одно- и двусторонние. Односторонний том и двусторонний со снятым нижним пластиком - отнюдь не одно и тоже. Последний хорошо звучать не будет. На двусторонние инструменты микрофоны ставим сверху, ориентируя их, по возможности, на центр пластика, и не забывая о принципе параллельности мембраны микрофона с пластиком. Неразрешимая задача? Зато большое поле для опытов.

Односторонние томы озвучивают либо сверху, либо снизу (Рис. 3). В последнем случае можно получить хороший основной тон. Томы должны играть, а не "стучать". Располагать микрофон снизу можно, как при студийном озвучивании большого барабана - мембрана на этот раз не параллельна пластику и находится на расстоянии 10…15 см от него.
Я хочу привлечь ваше внимание к необходимости бережного отношения к атаке. Атака во многом определяет узнаваемость инструмента. Потерю естественной атаки не восполнить никакой коррекцией. Еще более важно сохранить и подчеркнуть ее в сложных "гулких" залах (см. "Звукорежиссер", №4 за 1999г., статью С. Левшина).
Вы заметили, наверное, что к концу описания барабанов я все реже упоминал какие-то конкретные модели микрофонов. Если есть выбор, то лучше обратиться к каталогам фирм-производителей: там есть рекомендации по применению конкретных моделей с конкретными инструментами. Полезно их придерживаться. В этом поможет и первый номер "Звукорежиссера" за 2000 год, в котором есть большой обзор различных микрофонов. А если, что чаще встречается, выбора нет, то общие принципы постановки, описанные выше, помогут вам получить приличный звук из того, что есть.

Переходим к тарелкам и хай-хэту.
Здесь встречаются ошибки от незнания диаграмм их излучения. Так, диаграмма излучения тарелок - восьмерка, перпендикулярная плоскости тарелок. Диаграмма хай-хэта - круг, в плоскости тарелок инструмента. Отсюда ошибки в его озвучивании: микрофон ставят сверху, направляя его на плоскость верхней тарелки хэта или, еще хуже, на купол, после чего следуют лихорадочные вращения ручек эквалайзера пульта в попытке избавиться от "кастрюльного" звука и получить приемлемый верх.

Между тем, проблема решается просто, если вспомнить диаграмму. Микрофон располагаем сбоку от хай-хэта в его плоскости так, чтобы диафрагма микрофона была параллельна радиусу хай-хэта (Рис. 4). Тогда воздух при "схлопывании" тарелок не будет "задувать" микрофон (диафрагма параллельна направлению "выхлопа"), но верх будет восприниматься качественно. Будет также в нормальном балансе и купол, и удар палками по хэту.
Почему? Вспомним, что длина волны обратно пропорциональна частоте. Легко подсчитать, ниже какой частоты микрофон не будет воспринимать звук.
При таком озвучивании хай-хэта не потребуется глубокой частной коррекции, и это улучшит звук. Ось микрофона можно легко сориентировать так, чтобы в него меньше проникал малый барабан и монитор.
Эта же рекомендация пригодится при расстановке пары микрофонов overhead. Вариантов немало, и подробно их рассматривать не будем, учтем лишь, что во многих случаях эти микрофоны можно включить противофазно. Тогда в них не полезут низкочастотные составляющие том-томов, малого и большого барабанов, и, опять же, не потребуется глубокая коррекция.
Перкуссию предпочтительнее снимать конденсаторными кардиоидными микрофонами. Ведь даже касание пальцами артиста, например, конгов - это звук, который необходимо снять. Батарею близко расположенных бонгов можно снимать попарно - по одному микрофону на пару. Конги же требуют индивидуальной озвучки. Относительно новые, появившиеся в начале семидесятых, рототомы (плоские барабаны, вращаемые рукой исполнителя, при этом меняется высота тона – прим. ред."Звукорежиссера") отличаются резким, звонким, громким тоном - для них обязательны индивидуальные динамические микрофоны с хорошей перегрузочной способностью по верхам, например, AKG 224. При установке для них микрофонов учтите, что музыкант во время игры может поворачивать специальный обод, меняющий высоту тона, - необходимо дать ему свободу действий.
Неловко напоминать, но не забывайте проверять, не касаются ли микрофонные стойки барабанов или тарелочных стоек. Сейчас появились клипсы, крепящие микрофон к ободу барабана. В концертной ситуации их использовать предпочтительнее.

В заключение хочу обратить ваше внимание на имеющиеся на некоторых микрофонах различные кнопки - это могут быть и просто выключатели, аттенюаторы и обрезные (или наоборот, поднимающие какую-то полосу частот) фильтры. Ими надо пользоваться в зависимости от задач, например, применять high pass-фильтры при съеме хай-хэта или overheads. Также не следует забывать, что конденсаторные микрофоны требуют фантомного или батарейного питания. В некоторых микрофонах можно включать ито и другое, тогда перегрузочная способность предусилителя значительно увеличивается.
В следующих номерах поговорим о мелодических ударных инструментах - вибрафоне, маримбе и ксилофоне, продолжим расставлять микрофоны у рояля, комбиков, снимать сигнал с клавишных, баса и прочего.

До встречи на сцене!

Источник: Предоставлена автором. Первая публикация - журнал Звукорежиссер #3 2000

 
подписаться на рассылку
 
  Назад  
  Другие статьи:  
   
   
   
Статистика
Фирм - 313
Брендов - 1946
Магазинов - 159
Товаров - 5931

                 11.12.19
новости · выставки · статьи · о проекте · помощь · бренды · магазины · фирмы · организации · услуги
ShowRoom.ru Свет, звук, студия

Контакты: info@showroom.ru
Тел. (495)739-93-39

Copyright © 2004-2019 ShowRoom.ru

Создание сайта: Создание сайта


     
     Обращаем ваше внимание на то, что данный сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса РФ.     
     Все цены, указанные на странцах товарных позиций заявлены нашими партнерами на момент размещения информации. Будьте внимательны: мы не отслеживаем и не корректируем изменение рублёвых цен в зависимости от роста или падения иностранной валюты, поэтому цены, указанные до 2015 года, могут быть значительно ниже актуальных.