Информационный Портал ShowRoom.ru: Оборудование и технологии для света, звука, видео- и телепроизводства, музыкальные инструменты и технологии.
Информационный Портал ShowRoom.ru
Баннер Баннер
Переводы, верстка, дизайн
Каталог
Музыкальные инструменты Музыкальные инструменты
Световое оборудование, световые эффекты Световое оборудование, световые эффекты
Звуковое оборудование Звуковое оборудование
Видео и проекционное оборудование, медиасерверы Видео и проекционное оборудование, медиасерверы
Телевизионное и оборудование для киносъемок Телевизионное и оборудование для киносъемок
Мультимедийное оборудование, софт Мультимедийное оборудование, софт
Студийное оборудование Студийное оборудование
Конференц-системы, системы оповещения, public-address Конференц-системы, системы оповещения, public-address
DJ оборудование DJ оборудование
Лазерные системы, лазеры Лазерные системы, лазеры
Оборудование для кинотеатров Оборудование для кинотеатров
Оборудование сцены Оборудование сцены
Оборудование для хора и оркестра Оборудование для хора и оркестра
Специальная мебель, рэки, кофры, кейсы, чехлы, стойки Специальная мебель, рэки, кофры, кейсы, чехлы, стойки
Коммутация, кабели, разъемы Коммутация, кабели, разъемы
Специальная пресса, литература, ноты Специальная пресса, литература, ноты
WWW-ресурсы WWW-ресурсы
Подписка Подписка на новости
 
Звуковое оборудование  
    13.06.2012  
    Автор: Редакция ShowRoom.ru, Александр Щелканов  

Дмитрий Сухин. 5 лет плюс год спустя

 

Это интервью - ещё одно свидетельство быстротечности нашего времени. Во-первых, потому что, казалось бы, только вчера мы со звукорежиссёром Дмитрием Сухиным провели большую беседу, опубликованную в журнале MUSIC BOX и символически приуроченную к его 50-летию. И вот, задумав в прошлом году следующий разговор под условным названием «5 лет спустя», растянули его на целый год - то Дима занят, то я, по разным обстоятельствам, откладывал расшифровку аудиозаписи беседы. Ну, да - свершилось. Итак:

Часть 1. Промозглым мартовским вечером, в уютном клубе на Пушкинской, во время подготовки к концерту некой молодой группы.

Александр Щелканов. Дима, наконец-то встретились. Мне не хотелось задавать тебе те же вопросы, что и пять лет назад, но если что-то ты захочешь уточнить, может что-то изменилось – ты помнишь тот разговор и дополни, хорошо?

Дмитрий Сухин. Договорились.

А.Щ. Тогда начнём в формате продолжения разговора, без излишних вступлений – всего-то 5 лет прошло, не срок. Ты бываешь на концертах? Не по работе, а в качестве отдыха?

Д.С. Бываю, вчера, например, был на концерте одной барышни, которую зовут Елена Никитаева. А намедни на Элтоне Джоне был.

А.Щ. Понравилось?

Д.С. Понравилось. Элтон Джон понравился, звук – не очень.

А.Щ. Почему я тебя спросил – когда я сажусь пассажиром в машину, начинаю машинально нажимать на педали, которых нет…

Д.С. Правильно! Я – то же самое. Причём не жму на педали, а начинаю по зеркалам смотреть - инстинкт. Если человек поворачивает налево, я сразу голову – направо…

А.Щ. Да-да-да! А когда ты сидишь в зале на чужом концерте, у тебя руки тянутся к фейдерам и ручкам?

Д.С. Да, конечно, бывают такие моменты.

А.Щ. Музыканты часто говорят: «Я хотел бы поиграть с…». А ты, как звукорежиссёр, у кого хотел бы «порулить» звуком?

Д.С. Из наших?

А.Щ. Не обязательно.

Д.С. Из наших хотел бы поработать с ДДТ, но это как-то мимо меня прошло. Из западных – выбор больше, значительно больше, трудно кого-то конкретно выбрать. Но до PINK FLOYD’а не дотяну наверно…

А.Щ. …это первая группа, которая мне пришла в голову.

Д.С. Ну естественно!

А.Щ. Не планируешь ли, кстати, попасть на концерт Уотерса?

Д.С. Нет. Один раз был – хватит. Я планирую в мае сходить в Дом Музыки на концерт Чика Кориа с Гарри Бёртоном, в том числе потому, что ровно 30 лет назад, в 81 году, я в их первый приезд в Москву «рулил» звуком.

А.Щ. Да что ты?!

Д.С. Да. Правда, это был такой «междусобойчик», небольшой концерт в Доме Композиторов.

А.Щ. Дмитрий, вопрос может быть риторический. Я не призываю тебя ругать нашу нынешнюю музыку, или хвалить старую, но хочется понять. Вот есть старые записи, к примеру, Марк Бернес, ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА, назовём их «записи прошлых лет», и есть записи современные…

Д.С. Да, я понимаю такое разделение. Ну и?

А.Щ. Есть ли у тебя ощущение, что те записи лучше, а эти – хуже, или – наоборот? Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, что студии в те времена были менее загружены, и времени на качественную работу было больше, больше было простора для творчества?

Д.С. Загружены они были, пожалуй, гораздо больше, просто потому что их было меньше, а сейчас некоторые студии не просто простаивают, а и закрываются, потому что становятся убыточными при отсутствии работы, или просто обслуживают интересы самого владельца-музыканта. Но причина в том, что артисты были гораздо более подготовленными, а сейчас зачастую приходят и начинают в студии репетировать, не имея при этом ни концепции, ни аранжировки, толком не разобравшись в себе, и начинают «выруливать» всё это там, в студии. Ну а результат мы все знаем - не зря же ты задал этот вопрос!

А.Щ. А время бежит…

Д.С. Конечно! Студийное причём, которое денег стоит. Начинается панические похлопывание по пустеющим карманам: «Деньги кончаются, а мы ещё ничего не сделали!». В результате – мы слышим то, что слышим. Ситуация очень известная. Ты знаешь, недавно я послушал, как на праздничном концерте 23 февраля Николай Носков, с которым я работал, спел «Мелодию» Пахмутовой, которую когда-то пел Муслим Магомаев. Так вот, в том концерте, который, кстати, транслировался по ТВ, он был единственный, на мой взгляд, исполнитель, который адекватно исполнил песню из тех, «старых», которые были концептуально подобраны для этой программы.

А.Щ. Да, я смотрел этот концерт и тоже отметил, что Носков выпал, в хорошем смысле, из обоймы артистов той программы.

Д.С. Так вот меня «зацепило» его исполнение, и я решил сравнить с оригиналом - конечно, это не вариант Магомаева, но отличное исполнение – вне всяких сомнений. Носков спел её по-другому, как рок-балладу, но, в отличие от всех других - очень качественно. Магомаев эту песню пережил, а каждое произведение надо прочувствовать, прожить. И так же Носков сумел пережить эту песню, по-своему конечно. Тем не менее, для меня вершина всё же – там, Магомаева я считаю недостижимым. При этом надо не забывать, что на записи Магомаева и великолепная аранжировка, а если к тому же вспомнить, что это писалось без всяких тюнингов, а сходу и живьём, под оркестр – можно сказать, что сейчас такие результаты, как это ни странно, практически недостижимы, несмотря на развитие технологий. А может именно в силу этого, поскольку развитие технологий убивает развитие профессионализма исполнителей – всегда можно что-то подтянуть, подчистить, добавить, приукрасить.

А.Щ. Да, это заметно. На прошлой неделе я случайно нашёл сайты с записями ВИА, причём некоторые наши любимые песни, такие как «Звездочка моя ясная», «Для меня нет тебя прекрасней» и многие другие есть в нескольких вариантах, с разными исполнителями. Поражает красота аранжировок и качество записи, несмотря на то, что это всё в формате мр3 – но мастерство-то не губят ни «битность», ни «разрядность». Запомнилась, например, версия «Для меня нет тебя прекрасней» в исполнении Бергера и, кроме его гениального голоса, меня, например, неожиданно поразил глубокий, красиво аранжированный бас…

Д.С. Да-да! Но ты смотри, что получилось – в те годы, во времена нашей молодости, мы пренебрежительно смотрели на ту музыку, на ВИА, но - слушали, поскольку другой не было, а если и была – то в мизерных количествах…

А.Щ. …а теперь начинаем понимать…

Д.С. …а теперь начинаем понимать что то, что мы сейчас имеем, музыкой можно назвать с большой натяжкой, и именно поэтому, помня то звучание, уже на инстинктивном уровне начинаем, вот как ты недавно, лихорадочно искать ту, старую музыку – на виниле, давно отвезённом на дачу, или, на худой конец, мр3 в Интернете. Хотя мне всё равно – мр3 или оригинал – была бы Музыка. Но эту тему мы с тобой уже обсуждали.

А.Щ. Есть ли у звукорежиссёров музыка, которую можно и нужно слушать, скажу так, для настройки слуха?

Д.С. Есть. Надо слушать классику. Хорошо записанную современную классику. Конечно, ходит масса мнений о современной школе звукозаписи, в том числе о современной записи классической музыки, что вот, мол, раньше она была другая, более эмоциональная, исполнение было другое, исполнители были другие - это всё понятно. Но качество записи классики сейчас безусловно выше, чем в прошлые годы, огромную роль теперь на записи классики играет именно звукорежиссёр, потому что он должен «слиться» с дирижёром, чтобы выразить его прочтение, его исполнение конкретного произведения. И раньше, конечно, была многоканальная запись, но не писали же каждый инструмент отдельно, а сейчас пишут или каждый инструмент отдельно, или небольшими группами инструментов так, что слышно каждую нотку, каждую струнку, и эти нотки и струнки надо поставить на своё место в записи.

А.Щ. Получается гигантский труд – сводить всё это потом…

Д.С. Вот в этом то и дело. Но, тем не менее, современный результат записи классики, конечно, лучше. Тем более что дилетанты или полупрофессионалы, в отличие от «поп-рок» индустрии, где это случается при наличии огромного количества студий звукозаписи, на запись классики попасть в качестве звукорежиссёра просто не могут.

А.Щ. Бережёте ли вы слух? Надо ли это делать? Например, если ты идёшь в заведомо «нехорошее» в плане звуковой обстановки место - вставляешь беруши?

Д.С. Я стараюсь просто не посещать такие места. Например, практически не хожу по клубам, по тусовкам - конечно, кроме тех случаев, когда это связано с работой или мне интересен какой-то конкретный исполнитель. Но это бывает крайне редко.

А.Щ. То есть специально ничего не делаешь, но по жизни – бережёшь свой слух.

Д.С. Да, конечно.

А.Щ. Я вспомнил фильм про «нюхача»-профессионала, который старался вообще никуда не ходить, или затыкал нос ватой, дабы не испортить свой профессиональный инструмент.

Д.С. Правильная аналогия. Надо стараться беречь себя в этом смысле. Не всегда, конечно, получается. Например, никуда не денешься без нашего метро, а на машине не всегда удобно ехать – из-за тех же пробок. Но что делать – от жизни не спрячешься.

А.Щ. Мы с супругой каждый год стараемся «ходить» по нашим рекам на теплоходе во время отпуска. Так вот в каждую такую поездку есть экскурсия в капитанскую рубку, куда приглашаются все желающие, задаются интересные, не очень интересные, глупые или смешные вопросы. Так вот за несколько лет практически все вопросы и ответы я уже знал. Но в прошлом году неожиданно задал капитану очень простой вопрос, который почему-то раньше не приходил в голову: «Где интереснее «ходить» – по рекам или по морям, океанам?» На меня окружающие посмотрели с этаким, осуждением, вроде как нелепый вопрос - конечно по морям-океанам! А капитан ответил мгновенно и даже как бы с удивлением на глупость моего вопроса «Конечно по рекам!» Но я-то ждал такого ответа, за что и был благодарен капитану. Дело в том, что когда-то мне знакомый, побывавший в морском круизе, но фанатик рек, сказал, что морской круиз– это скучно, поскольку подавляющее большинство времени ты идёшь в окружении воды, не видишь берегов и прочих красот. Конечно, кто-то не вылезает из баров и дискотек, кто-то увлекается флиртом – но зачем платить огромные деньги, если всё это можно получить в городе?! А река – это каждую секунду – всё разное, смена картинки, обстановки, погоды, фарватера. Так вот после такой преамбулы – симфонический оркестр, эстрада или - рок? Чем интереснее «рулить»? Или всё равно, была бы Музыка и Исполнитель?

Д.С. Ну конечно симфоническим оркестром. Чем больше состав, тем интереснее. Но и минимализмом тоже надо уметь заниматься. У меня как раз сейчас так получилось, что переключился на работу с оркестрами больших составов, например, Президентский оркестр Белоруссии, БСО Федосеева…

А.Щ. …мой любимый дирижёр…

Д.С. …да, и с ним посчастливилось поработать.

А.Щ. В прошлом интервью мы с тобой поднимали тему пультов - «аналог или цифра». Прошло пять лет – что изменилось? Подвигает ли цифра аналог?

Д.С. Да, конечно теснит. Всё больше и больше. Я не скажу, что очень удобно и очень комфортно работать на цифровых консолях, но объективно – к ним надо привыкнуть, а для этого должно пройти некоторое время. Сейчас все дешёвые цифровые пульты похожи на кассовые аппараты с прикрученным звуком, а внятных пультов очень немного. Но, тем не менее, прогресс пошёл. Это так же, как в своё время пришли «сидюки»: изначально - очень плохие, но со временем они победили. Так же как теперь уже все слушают мр3 - формат, который, конечно, звучит хуже, но это уже давно никого не беспокоит. Что касается цифровых пультов, то на сегодняшний день они звучат неплохо, но ими не совсем удобно «рулить». Долгий процесс «патчинга», не зря его, при помощи offline программ, разработчики предлагают перенести на дом, но все равно - это лишняя трата времени, которая окупается в том случае, если ты едешь с одним аппаратом в тур на много концертов, как за границей. В нашей стране длительные туры, да ещё на одном аппарате, крайне редки. Пока что самое большое удобство цифры - для грузчиков.

А.Щ. Ненаглядно?

Д.С. Да, можно и так сказать. На мой взгляд, пока ненаглядна и в чём-то неоперативна работа на цифре. Но это пока. Как я и говорил, прогресс своё дело сделает. Не зря некоторые производители делают «машины» с практически аналоговым управлением, то есть снова реализована мечта: одна ручка - одна функция, например, в пультах Stagetec, Cadac, но это пока очень дорого для массового применения.

А.Щ. Как я понимаю, главное удобство аналоговых пультов в том, что они в принципе похожи, при большом разнообразии брендов…

Д.С. Да - пришёл, взглянул, и достаточно быстро понял, что где и как, поскольку аналоговые пульты всё же достаточно унифицированы по архитектуре.

А.Щ. То есть видишь пульт, через пять минут надо приступать к работе…

Д.С. …через пять секунд – иногда и так бывает! И в этом случае «с наскока» с цифровым пультом не получится справиться – его надо знать, предварительно хорошо изучить. Ну а с аналоговым можно, в подавляющем большинстве, и по ходу разобраться.

А.Щ. Есть ли у тебя любимый зал по звуку?

Д.С. Крокус. В Москве – это номер один.

А.Щ. Ты там работал?

Д.С. Пока нет, но был на презентации для специалистов звуковой системы, был на концерте. Меня этот зал очень впечатлил. На сегодня это - лучший зал в Москве.

А.Щ. А помимо Москвы?

Д.С. Ханты-Мансийск. «С нуля» построенный концертный зал, висит акустика L’Acoustics, пульт MH4 Soundcraft, если не ошибаюсь, 52-канальный. И - отдельная мониторная система со своим пультом. Всё звучит отлично.

А.Щ. Есть ли у нас достойные профессиональные ресурсы в Интернете для общения профессионалов? Ты общаешься где-то с коллегами?

Д.С. У нас - нигде. Предпочитаю вместо форумов общаться живьём. Западные форумы читаю. Не общаюсь, но информацию получаю. Проблема в том, что наши форумы часто превращаются в «помоишные», начинаются выяснения отношений, люди меряются знаешь чем, профессиональных разговоров не получается. Хотя я зарегистрирован на нескольких форумах, имеющих отношение к нашей области, но в работе их не участвую, и даже перестал заглядывать туда.

Часть 2. Солнечным осенним днём, в Сокольниках, во время прохождения выставки МУЗЫКА-МОСКВА 2012 .

А.Щ. Дима, наконец-то мы продолжим нашу беседу. Меняется ли что-то с годами в принципах «рулёжки» звуком? Тактика, стратегия?

Д.С. Пожалуй, нет. Даже мониторные системы со своим пультом применяются издавна, просто не все их ставят, потому что это стоит денег, а промоутеры зачастую на этом экономят, не думая об удобстве артистов. С другой стороны, что радует, на всех «опен-эйр» фестивалях, на которых мне предстоит работать летом, заявлены мониторные пульты, и даже на Грушинском фестивале, фестивале бардов, будет стоять мониторный пульт. Или, например, недавно был концерт одной певицы в стиле «шансон» с большим составом музыкантов. Так там было заявлено 12 мониторных линий и мониторный пульт – с основного пульта ими «рулить» было бы нереально. Во время подготовки статьи, когда прошёл ещё один определённый отрезок времени, Дмитрий посчитал необходимым добавить «В таком варианте ответ был актуален год назад. А теперь надо отметиить, что есть ещё несколько важных изменений. Прежде всего, ввиду всеобщей «цифровизации», к некоторым концертам приходится готовиться дома, конфигурируя пульт в офф-лайн программе. При этом, зная «ответственность» некоторых наших прокатчиков, совсем не факт, что конфигурация будет актуальна, и время может быть потрачено впустую. Но есть и плюс: ввиду распространения планшетов, прежде всего iPAD’ов, появилась возможность удалённого «руления», например, если пульт стоит на неудобной позиции, либо надо «рулить» мониторы, находясь на сцене рядом с артистом. Можно придумать и ещё различные варианты применения новых технологий. Но, повторю, что они требуют более глубоких знаний не только в области звукорежиссуры, как таковой, но и в смежных и, даже, в не очень смежным областях. А с этим в массах специалистов пока - проблема. Огромная проблема на сегодняшний день - катастрофическая нехватка системных инженеров».

А.Щ. Когда мы ещё учились в школе, помню, я купил гибкую пластинку группы ЦВЕТЫ…

Д.С. …и я тоже!

А.Щ. И нам казалось – вот он, прорыв в нашей музыке! Это будут наши «битлы», начинается новая эпоха! Потом это ощущение плавно сошло на «нет». Были ВИА, хорошие песни, но ощущения появления своих «битлов» уже никогда не появлялось. Помню второе впечатление - на фоне всеобщего потопления в попсу, я впервые увидел по телевизору Агутина, который мне не то чтобы понравился, но я порадовался – вот оно, приходит умная, качественная музыка! Но - прошли годы, а также – ничего не состоялось. Не состоялось в смысле уровня общей музыкальной планки – в своей массе эстрада так и не подняла её заметно выше. А что ты видишь изнутри, постоянно общаясь с артистами? Будущее – за продуктами вроде «Фабрики»? Личностей, как таковых, уже не стоит ждать?

Д.С. Ну и «Фабрика»-то тоже уже отошла. На самом деле всё идёт в сторону упрощения. Появился, например, стиль инди-рок. «Инди» не потому что индийский, а потому что индепендент – независимый. А независимость эта, на мой взгляд, для начала, от каких-то музыкальных правил – и вот появились, например, нестроящие гитары, грязный звук, небрежность исполнения.

А.Щ. Но эта музыка, кажется, ориентирована в основном на клубы?

Д.С. Да, но она почему-то пролезает и на большую эстраду, и мне это не совсем понятно. Но можно говорить не только об этом стиле, сейчас много подобных направлений, которые поднимаются снизу и начинают влиять на общую картину музыкальной культуры, в том числе и на её восприятие и, к сожалению, не в лучшую сторону.

А.Щ. Был ли у тебя кошмарный сон о работе?

Д.С. О, был такой! В своё время я начинал работать в АРСЕНАЛЕ Алексея Козлова, после «таскальщика» меня перевели в звукооператоры-«паялы». В АРСЕНАЛЕ тогда были пульты TESLA ЕPP 102, которые постоянно «вылетали» и после каждого концерта их надо было паять. Каждую канальную ячейку можно было вынуть и заменить, а «вылетевшую» ремонтировать отдельно. В мои обязанности входило перепаивать эти платы, чем я и занимался постоянно. И вот мне приснился сон, который никогда не забуду - я нахожусь в окружении пятиметрового забора, состоящего из этих плат и огромного, в пять раз больше меня, пульта EPP. И из-за этого забора я никак не могу выбраться: я карабкаюсь по этим блокам-платам, хватаюсь за ручки, ползу вверх, но выбраться не могу! Проснулся в холодном поту. Но, в итоге, я научился с ними бороться – нашёл изъян, перепаял все платы, устранив этот изъян, и после этого отказов стало гораздо меньше. В те, советские времена, от отказов аппаратуры было невозможно избавиться - к этому надо было быть готовым всегда.

А.Щ. Да, страшновато! То есть фактически ты впервые сел за пульт именно в легендарном АРСЕНАЛЕ?

Д.С. Да, но только примерно через год после того, как поработал там «таскальщиком» ящиков с аппаратурой и «паялой».

А.Щ. Дима, ну а самый кошмарный реальный случай на работе? Из тех, который вспоминаешь с дрожью?

Д.С. Хороший вопрос… Да как-то «дрожащих» вроде не было, но были забавные накладки. Вот, например, на грани «забавности» и «с дрожью». Концерт МАШИНЫ ВРЕМЕНИ, где – не помню, неважно. До последнего момента было неясно, во сколько начинается концерт – по начальным сведениям в шесть тридцать, по последним – в семь вечера. Мы, технари, «отчекали» аппарат и пошли пить чай в гримёрку. Время подходит к шести тридцати, и тут мы слышим, что МАШИНА ВРЕМЕНИ начала «колбасить» на сцене. Но нам-то сказали – начало в семь! Мои мужики дёрнулись на сцену, а я говорю – «Да сидите! Наверно захотели ребята порепетировать – пусть репетируют!». И вот мы сидим, а они там «репетируют» первый куплет, «репетируют» припев и вот уже «репетируют» второй куплет. Вроде таких репетиций на сцене перед концертом не бывает... И тут до нас доходит, что концерт всё же начался в шесть тридцать, а мы все сидим тут, наверху, в гримёрке. Пульт замьютирован, и получается, что музыканты работают полностью живьём – в зал-то ничего не идёт, только в мониторы!

А.Щ. И кто виноват?

Д.С. Администрация. Решили начать в шесть тридцать, попросили МАШИНУ на сцену, ну а про нас администрация забыла. У музыкантов – своя гримёрка, у нас – своя, вот мы и сидели там, дожидались семи часов и не парились.

А.Щ. Назови навскидку по 3 любых достойных бренда концертной аппаратуры – среди акустики, пультов и обработки.

Д.С. Навскидку… Из распространённых, из акустики, лучше чем L-ACOUSTICS пока не слышал, не попадалось, d&b audiotechnik – хорошо, можно поставить рядом с ней и акустику дорогих серий Electro-Voice, при этом даже не скажу, что d&b лучше.

А.Щ. А Turbosound?

Д.С. Да, кстати напомнил – если я вижу, что на сцене висит Turbosound, я могу заняться исключительно формированием звука за пультом и не думать о том, какой результат я получу от акустических систем. Turbosound – сам себе гарантия. А теперь о пультах. Аналоговые – конечно MIDAS – это без вопросов, по звуку самые достойные. По «картинке» как ты уже знаешь, я их не люблю, потому что они яркие и сияющие как новогодняя ёлка. Цифровой MIDAS крайне неудобен, хотя по звуку хорош, так что могу сказать, что из цифровых я ставлю пока Avid Digidesign на первое место. Причем неважно, какой серии и в какой модификации.

А.Щ. …и третий?

Д.С. Третий… ну дальше уже не могу что-то выделить.

А.Щ. Allen&Heath?

Д.С. Да, пожалуй. Но это – моё субъективное мнение, как ты понимаешь. Через полгода, опять же - во время подготовки статьи, Дмитрий счёл важным добавить: «За этот год мне довелось несколько раз поработать в Кремле на Stagetec’e - ничего рядом пока нет!»

Д.С. Из обработки – не люблю LEXICON’ы, потому что очень плохо управляются. Предпочитаю «тс»-ки (tc electronic прим.) – из любого «тисюка» я могу «вынуть» тот звук, который мне нужен. Точно также и от любой «ямахи» (Yamaha, прим.) я могу получить необходимый звук.

А.Щ. Наши дистрибьюторы всё чаще начинают проводить семинары по оборудованию. Чувствуешь ли ты в этом какое-то движение, пользу?

Д.С. Бывают любопытные моменты, и назрела острая необходимость. Но всё же учёбы мало – хотелось бы гораздо больше. Мне в этом смысле нравится политика Юрия Соколова (президент компании Live Sound Agency, прим.), который, пожалуй, единственный из прокатчиков, на своей базе, при своей компании умудряется проводить семинары. Это не широко рекламируемые семинары, но я, например, рад тому, что могу организовать своим студентам посещение этих семинаров, чтобы они могли позаниматься на «живом железе», практически поучились. Почему этим занимается пока только Соколов – не знаю, но что именно он этим занимается, понимаю – у него огромный опыт практической работы и отличная техническая база. У него есть очень грамотные ребята, которые могут проводить такие семинары по различным темам. Причём делается это на бесплатной основе.

А.Щ. Альтруизм?

Д.С. Не думаю что именно это слово, просто умный расчёт профессионала – чем больше он вырастит грамотных людей, тем больше он с ними заработает. Всё очень просто. Ведь «наши» не привыкли вкладывать деньги в людей – вкладывают в нефть, в скважины, в самолёты-пароходы, а он - вкладывает в людей. Причём не ограничивается семинарами, а помогает, например, мне иногда приводить ребят на «фирменные» концерты, к пульту, чтобы они имели возможность посмотреть, как это делается на самом высоком уровне. Так что он делает большое дело, и остаётся надеяться, что кто-то последует его примеру.

А.Щ. Это радует. Я помню, ещё где-то в середине 90-х я общался с Юрием на эту тему, и говорил ему, что при их возможностях и опыте и хорошо бы заняться обучением молодых специалистов, опыт передавать. На тот момент, как объяснял Юрий, им было не до этого – весь коллектив был плотно загружен работой, да и не совсем хотелось раскрывать все секреты работы.

Д.С. Ну время идёт, планы меняются. Ведь беда ещё и в том, что парк оборудования в целом и в прокате, и в студиях часто находится в таком плачевном состоянии, что пара профессиональных «фишек», которые теперь можно раскрыть, не повредят. Приведу простой пример – многие после себя обнуляют пульт. Я перестал это делать с некоторых пор, потому что, во-первых, смотрите, не жалко, а во-вторых – если человек без головы, он все равно не поймёт – почему именно так, а если с головой – ну и хорошо, если ему это пригодится в работе.

А.Щ. Кто сейчас идёт в профессию – друзья, знакомые, музыканты, как раньше, или, наконец, учебные заведения стали поставлять достойные кадры звукорежиссёров?

Д.С. Пока работает первый вариант в основном.

А.Щ. Ну вроде Гнесинка готовит специалистов…

Д.С. Мало. Конечно, она выпускает звукорежиссёров, и неплохих, но в основном всё же - студийных специалистов.

А.Щ. Но там же много девушек на этом факультете? Наверно поэтому и не идут в концертные звукорежиссёры? Разъезды, гастроли, концерты на открытом воздухе…

Д.С. Да нет, как раз есть такие девушки, работают концерты. И часто работают лучше мужиков. А.Щ. Более педантичные?

Д.С. Более педантичные, непьющие, некурящие… Кстати, одна женщина, звукорежиссёр, сказала мне интересную вещь – когда женщина работает, работает, долго работает – она «сдувается» постепенно, а мужик – работает, работает, много работает, тяжело работает, и вдруг – раз! И сломался. В этом смысле женщина чувствует, когда подступает «край», и не преподнесёт неожиданностей - например, просто заранее попросит подменить её.

А.Щ. А за рубежом? Как у них с дамами за пультом?

Д.С. О-о-о! Сколько угодно. Случай – Лондон, самая центральная дискотека, я там работал два раза, с двумя командами – первый раз со Стасом Наминым и позже - с МАШИНОЙ ВРЕМЕНИ. Аппарат – старый какой-то Martin, я у нас такой серии даже никогда не видел. Пульт – старый, битый Soundсraft. Короче, всё – старье, но звук «вылизан», отстроен и отлично звучит – можно сказать идеально. Девушка-мониторщица, лет так тридцати, начальный пафос наших звёзд по поводу настройки мониторов типа «побольше-погромче-потише-пониже» разруливала в три секунды – и весь этот пафос куда-то улетал. Мне с ней было ну очень легко и приятно работать!

А.Щ. Профессионал…

Д.С. Да, такой вот Лондон.

А.Щ. Какие ещё важные изменения произошли в звукотехнике за последнее время?

Д.С. Во-первых, как мы знаем, появилась «цифра» в пультах – пришлось переучиваться. Это, несомненно, глобальное событие. В плане акустики – появилась акустика с более высоким разрешением, например, улучшилась микродинамика. Ну и очень важно, что в настоящее время, как раньше, уже нельзя свалить на «плохой аппарат». Если это современный рабочий аппарат, но звучит плохо – надо искать причины в себе, а не в аппарате: немного лучше, немного хуже, но любой современный аппарат «играет». А если говорить о дорогой концертной акустике класса «hi-end», которую я уже упоминал – её можно сравнить по качеству с огромными дорогими студийными мониторами. Соответственно надо и относиться к ней, соответственно с ней работать – она чувствует любое твоё движение и отвечает «дыханием» на все твои действия.

А.Щ. Вопрос из мира фантазий, но, тем не менее – нужен ли профсоюз звукорежиссёров?

Д.С. Ох, и вопрос… А вообще-то – есть ли у нас теперь хоть где-нибудь профсоюзы?

А.Щ. Ну вроде где-то есть…

Д.С. Ну где-то есть, наверно, «ручные». Это уже надо переходить к обсуждению вопроса наличия или отсутствия у нас как такового гражданского общества, а этот вопрос именно у нас, как правило, обсуждают люди, которых почему-то сразу причисляют к диссидентам. А поскольку мы знаем, что как такового «гражданского общества» у нас нет, то и вопросы создания профсоюзов, получается, обсуждать бессмысленно. Один известный звукорежиссёр пробовал что-то сделать в этом направлении, но результата не появилось.

А.Щ. В западных странах профсоюзы творческих работников – важнейшие организации, которые много чего определяют…

Д.С. Ещё как определяют! Причём определяют в лучшую сторону, то есть выполняют свои прямые задачи.

А.Щ. Всеяден ли звукорежиссёр? Были у тебя ситуации, или, возможно, ты можешь представить ситуацию когда, например, по каким-то идеологическим или моральным причинам можешь отказаться от работы?

Д.С. Несколько лет назад мне предложили поработать на тогда ещё начинающем канале, работающем в стиле шансон в «живых» концертах. Дело в том, что этот стиль «там» и у нас – это два совершенно разных стиля, как мы понимаем. Я отработал всего один концерт – не помню сейчас название группы, но то, что это было - даже не чернуха, не попса, а что-то типа «я тебя любил, а ты меня не поняла и бросила…». Это – не моё, дальше я работать не стал, и даже не поехал за первым гонораром.

А.Щ. А назови лучшие концерты, на которых ты работал?

Д.С. Лучшие по духу, по работе – концерты Юрия Антонова где-то 85-86 годы. Антонов – профессионал высочайшего класса. Потом – концерт Николая Носкова в Кремле в 2006 году, после которого, кстати, я получил премию в области шоу-технологий Showtex Awards в номинации «Звукорежиссер (live концерт)». А третий, пожалуй, в туре SMOKIE, когда их человек за пультом чем-то отравился (!), и мне удалось порулить несколько концертов. Там как раз и был один очень удачный концерт, можно сказать – «пластинка». Ещё вспоминается очень хороший концерт АРСЕНАЛА - была такая серия концертов в Доме Туриста. Был плохой зал, жуткий аппарат, но присутствовала на том концерте какая-то хорошая, завораживающая атмосфера. И все же на первое место я ставлю концерты Юрия Антонова.

А.Щ. Твои три совета начинающим звукорежиссёрам?

Д.С. Приходи на площадку с улыбкой – раз, сразу знакомься с «местным» человеком – два, не умничай и не наезжай на него - три. Всё остальное приложится.

А.Щ. О чём бы ты сам себя спросил? Может мне не пришли в голову какие-то важные вопросы?

Д.С. Вот и ещё один хороший вопрос - о вопросах... Лучше давай мысли скажу. Каких бы ты не достиг высот – всё равно надо учиться, постоянно помнить и понимать, что мы – страна ничего не производящая и только всё потребляющая, поэтому надо знать своё место и учиться, учиться, учиться – меньше пафоса, больше внимания «на сторону». Причём учиться в любой сфере, не только в музыкальной. И ещё - слушать хорошую музыку, держать в голове правильную модель. Беда в том, что нынешние стили, которые можно объединить под одним названием «лоу-фай» – раньше был хай-фай, а сейчас очень модно некое «лоу-фай» - имеют уровень даже гораздо ниже среднего. И вот в этой-то ситуации и важно держать некую хорошую модель в голове, не опускаться до «китайских наушников» в собственных мыслях.

А.Щ. Спасибо, Дима! До следующего интервью?

Д.С. Надеюсь, лет через пять…

А.Щ. Может, и пораньше – найдём же, о чем побеседовать. Удачи и успехов тебе!

Д.С. И тебе того же, и вашим читателям.

Приносим искреннюю благодарность Александру Петину за публикацию этого интервью в журнале Light.Sound.News.

Источник: www.ShowRoom.ru

 
подписаться на рассылку
 
  Назад  
  Другие статьи:  
   
   
   
Статистика
Фирм - 313
Брендов - 1946
Магазинов - 159
Товаров - 5931

                 11.12.19
новости · выставки · статьи · о проекте · помощь · бренды · магазины · фирмы · организации · услуги
ShowRoom.ru Свет, звук, студия

Контакты: info@showroom.ru
Тел. (495)739-93-39

Copyright © 2004-2019 ShowRoom.ru

Создание сайта: Создание сайта


     
     Обращаем ваше внимание на то, что данный сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса РФ.     
     Все цены, указанные на странцах товарных позиций заявлены нашими партнерами на момент размещения информации. Будьте внимательны: мы не отслеживаем и не корректируем изменение рублёвых цен в зависимости от роста или падения иностранной валюты, поэтому цены, указанные до 2015 года, могут быть значительно ниже актуальных.