Информационный Портал ShowRoom.ru: Оборудование и технологии для света, звука, видео- и телепроизводства, музыкальные инструменты и технологии.
Информационный Портал ShowRoom.ru
Баннер Баннер
Переводы, верстка, дизайн
Каталог
Музыкальные инструменты Музыкальные инструменты
Световое оборудование, световые эффекты Световое оборудование, световые эффекты
Звуковое оборудование Звуковое оборудование
Видео и проекционное оборудование, медиасерверы Видео и проекционное оборудование, медиасерверы
Телевизионное и оборудование для киносъемок Телевизионное и оборудование для киносъемок
Мультимедийное оборудование, софт Мультимедийное оборудование, софт
Студийное оборудование Студийное оборудование
Конференц-системы, системы оповещения, public-address Конференц-системы, системы оповещения, public-address
DJ оборудование DJ оборудование
Лазерные системы, лазеры Лазерные системы, лазеры
Оборудование для кинотеатров Оборудование для кинотеатров
Оборудование сцены Оборудование сцены
Оборудование для хора и оркестра Оборудование для хора и оркестра
Специальная мебель, рэки, кофры, кейсы, чехлы, стойки Специальная мебель, рэки, кофры, кейсы, чехлы, стойки
Коммутация, кабели, разъемы Коммутация, кабели, разъемы
Специальная пресса, литература, ноты Специальная пресса, литература, ноты
WWW-ресурсы WWW-ресурсы
Подписка Подписка на новости
 
Радио-, кино- и телевизионное оборудование  
    28.07.2010  
    Автор: Алиса Шарапова, менеджер отдела маркетинга компании JC System Integration  

Особенности стереоригов
или
Как правильно снимать стерео

 
Начнем нашу статью с шутки о том, что циклопам не дано видеть стерео. Хотя это не совсем шутка, ведь стерео основано на таком свойстве зрения, как бинокулярность, т.е. способность одновременно четко видеть изображение предмета обоими глазами. Следовательно посмотреть стерео могут лишь те, у кого два глаза.

Раз мы воспринимаем изображение двумя глазами, то и контент нужно снимать двумя камерами или специальными насадками, так или иначе формирующими два изображения для левого и правого глаза соответственно.

Какие же факторы влияют на процесс стереосъемки?

Во-первых, - расстояние между камерами или так называемая стереобаза.

Мы получаем объекты в экранной плоскости с естественными пропорциями. Если стереобазу увеличить, то объекты либо становятся совсем плоскими, либо растягиваются – в зависимости от того, как изменяется расстояние между камерами. Это важнейший фактор, который необходимо учитывать при разработке устройств для стереосъемки и работе с ними.

Регулировка базы дает глубину восприятия. Если мы сведем ее в ноль, картинка станет плоской, если слишком сильно разведем, то объекты вытянутся в плоскости экрана - получится гипер-стерео.

Во-вторых, - угол сведения камер. От этого фактора зависит положение объектов относительно экранной плоскости.

Комбинация вышеназванных факторов дает правильное восприятие стереоконтента.

Каким же образом управляют этими факторами? Уже достаточно давно придуманы особые устройства – стереориги (stereo rigs). Rigs в переводе с английского значит «оснастка».

В настоящее время производят риги разных типов. Две основные их разновидности – это: риги side by side и beamsplitter-риги. Первые из них, риги side by side или риги с параллельным расположением камер, по конструкции гораздо проще. Казалось бы, ничего нет сложного в том, чтобы поместить две камеры рядышком и наслаждаться съемками 3D-контента. Однако не все так просто.

Профессиональные камеры – достаточно громоздкое оборудование, и мы не сможем поставить их рядом ближе, чем позволяют их физические размеры. Приходится либо жертвовать качеством отснятого стереоматериала, либо изобретать какие-то технические решения, которые позволили бы сместить расстояние между осями камер до нужных значений.

Второй тип стереоригов – это mirror-риги или beamsplitter-риги, в которых камеры располагаются под углом 90 градусов. Конструкция таких устройств позволяет свести межосевое расстояние вплоть до нуля, следовательно можно работать с камерами любого габарита.

Сама идея стереорига достаточно прозрачна. Тем не менее, устройства громоздки, а управление ими не так просто, как того хотелось бы.

Рассмотрим решения, которые уже существуют на рынке. Мы остановимся на особенностях продукции нескольких компаний в зависимости от технических сложностей и стоимости стереоригов. Сложность, однако, – понятие относительное. Есть дешевые устройства, которые легко собрать. На них просто поставить камеру, но зато с ними сложно работать. Либо, наоборот, это тяжелая, громоздкая, сложная в настойке, юстировке техника, но зато она позволяет быстро и просто осуществлять съемку.

Продукция компании 3D Film Factory

3D Film Factory – американская компания, занимающаяся производством стереокино и роликов. Именно с использование продукции 3D Film Factory осуществлялись съемки учебного фильма в Германии для МГЛУ, факультета немецкого языка.

В линейке продуктов этой компании есть несколько моделей. Выглядят они все примерно одинаково. Это зеркальный бокс. В нем под углом располагается полупрозрачное зеркало и система механических крепежей, на которую можно поставить те или иные камеры. Эти боксы выпускаются трех размеров. В зависимости от размера на них можно ставить либо крупногабаритную технику, либо маленькую вплоть до цифровых, зеркальных камер.

Рисунок 1. Модель 3D BS PRO RIG производства 3D Film Factory

Точных настроек такая система не предполагает. Т.е. мы ослабляем винт крепления и по полозу перемещаем камеру. И сталкиваемся при этом с рядом сложностей. Очень сложно выставить точные значения установки камер по углам. Кроме как на глаз здесь работать невозможно. В этом случае на площадке абсолютно необходим контрольный монитор, на котором можно увидеть, нет ли у нас перекосов или завалов.

Основная составляющая такого рига - закрытая от бликов коробка. Внутри нее располагается полупрозрачное зеркало с коэффициентом пропускания 50/50 (50 – пропускание, 50 – отражение).

Одна камера снимает на просвет, одна камера – отраженное от зеркала изображение. Соответственно, уже в процессе постпродакшна изображение переворачивается.

Бокс обязательно должен быть хотя бы сверху закрыт от попадания прямых солнечных лучей, потому что любые пятна на темных внутренних поверхностях бокса запишутся на камеру.

Рисунок 2. Модель 3D BS INDIE RIG производства 3D Film Factory

Это другая модель, которая не отличается ничем кроме, как габаритами. Никаких особенностей здесь больше нет. Устройство предназначено для съемки небольшими камерами.

Рисунок 3. Модель 3D BS MINI RIG производства 3D Film Factory

Младшая модель в этой линейке – более компактный mirror-бокс для работы с маленькими камерами или фототехникой. Ее можно использовать как мобильный, переносной вариант, можно также использовать легкие штативы. На устройство устанавливается любая фотокамера, способная снимать видео. Соответственно, риг может быть использован для получения 3D-фотографий.

В линейке оборудования 3D Film Factory есть и модели типа side by side.

Это 3D-SS PRO RIG, совместимый с камерами Red One и большинством профессиональных камер небольшого размера, и риг меньшего размера D-SS INDIE RIG, совместимый с большинством профессиональных камкордеров.

В целом, продукцию 3D Film Factory можно охарактеризовать выражением «дешево и сердито». Сравнительно недорогостоящее оборудование – максимум до 4000 долларов. Однако на площадке не очень удобно работать, поскольку оборудование не имеет точных настроек и юстировок - все осуществляется на глаз.

Продукция компании P+S Technik

Следующий представитель, который достаточно далеко продвинулся в производстве стереоригов, - это немецкая компания P+S Technik.

В ассортименте P+S Technik представлены два типа ригов: Standard rig и Freestyle rig.

Риги этой компании имеют очень точное оснащение: вернеры, барашки, шкалы, которые позволяют изменять расстояние между камерами и угол сведения до 10-х долей миллиметра. Исполнено все это в традициях немецкой механики, поэтому и качество самого изделия, и цена вопроса на высоте. Правда, электромеханических проводов у них пока нет. Все регулировки осуществляются вручную.

Рисунок 4. Standard Rig производства P+S Technik

Шкалы снабжены даже электронными индикаторами. Но с таким ригом не просто менять параметры сведения оптических осей в динамике съемки. Т.е. мы можем быстро выставить необходимые параметры, начать снимать, но динамично менять параметры очень сложно. После того, как на этот риг устанавливается камера, конструкция обрастает системой проводов, кабелей, контрольных датчиков и т.д. И порой, добраться руками до вернеров становится почти невозможно, тем более, в процессе съемки, когда за ригом стоит оператор и осуществляет непосредственную съемку.

Плюсы этой системы – высокая точность, качество, быстрая и удобная работа с межосевыми расстояниями. Минусом также является то, что к такому ригу подходит определенная линейка камер. Площадки, система кронштейнов, труб, балок и отверстий рассчитаны под сравнительно небольшое количество моделей.

Еще более интересная версия рига P+S Technik – Freestyle rig - мобильное решение. У этой модели только механические регулировки – т.е. в динамике мы ничего менять не можем. Зато на это устройство может быть установлена самая различная техника: от маленьких камер и фотоаппаратов и до эфирных камер и, в частности, до камер Red. Mirror-бокс может выдвигаться на штанге.

Рисунок 5. Freestyle Rig производства P+S Technik

Стоимость ригов компании P+S Technik уже примерно от 40 000 евро.

Продукция компании Element Technica

Element Technica – один из лидеров в производстве ригов.

В линейке оборудования компании представлены три модели стереоригов: Quasar (Full Size), Pulsar (Mid-Size) и Neutron (Miniature).

Реконфигурируемое оборудование этой компании может быть использовано и как side by side, и как beamsplitter-риги.

Модель Neutron является электро-механическим ригом. Одна камера жестко фиксируется на своем месте. Вторая – либо регулируется специальными барашками, либо с помощью дополнительных электроприводов позволяет осуществлять смещение, изменение угла установки камеры.

Рисунок 6. Модель Neutron производства Eleement Technica с камерами Sony P1s

Pulsar, риг большего размера, предназначен для «блок-камер» типа SI-2K , Sony 1500 T-Block, Scarlet, Epic.

Перейдем к топовой модели Element Technica - Quasar. Остановимся на ней подробнее. Риг полностью электрифицирован, т.е. мы можем управлять всеми параметрами, которые необходимы для стереосъемки, с помощью дистанционного пульта или с помощью компьютерного интерфейса.

Рисунок 7. Модель Quasar производства Eleement Technica

Основным элементом рига является мощный уголок, конструкция, которая является несущей. На выдвижных штангах находится mirror-бокс, внутри которого находится полупрозрачное зеркало. Выносные штанги нужны для того, чтобы регулировать расположение камер, различных по высоте (с различной оптической осью). У крупногабаритной техники оптическая ось выше, соответственно mirror-бокс приходится выдвигать из штанг на большее расстояние. Риг можно закрепить как угодно благодаря мощной несущей конструкции с резьбовыми отверстиями для грипповки. При этом используются привычные в работе устройства (C-stand и прочее).

Этот риг хорош тем, что возможны различные варианты установки, в том числе, на кран. Одно из наиболее важных отличий - простота использования. Юстировка камер и оптики сокращается до нескольких минут благодаря особому механизму настройки. На нижней части площадки есть настроечные винты, которые позволяют точно выставить камеры относительно друг друга, чтобы не было завалов по горизонту, наклонов и так далее. После того, как одна камера выставлена относительно другой, мы фиксируем винтики, и конструкция приобретает статичную форму. На верхней части рига установлена моторизованная площадка. После фиксации камер приступают к работе с этой платформой. Изюминка рига – привода, которые располагаются внутри пластины. Они позволяют изменять расстояние и угол поворота камеры. Используя элементы Quasar, мы можем получить конфигурацию side by syde, если нам необходимо осуществить съемки каких-то масштабных видов, а можем – конфигурацию beamsplitter для съемки ближних планов. Мы можем поставить камеры на любом расстоянии относительно друг друга. В этом смысле риг сравним с конструктором Lego.

Все управление осуществляется не вернерами на риге, а с помощью пульта. Он может быть как проводной, так и беспроводной. Ползун, который двигается в продольной плоскости, управляет перемещением камеры вправо – влево. А крупный манипулятор позволяет изменять угол. Тем самым стереограф постоянно может корректировать стерео, даже в процессе динамического отслеживания объектов.

Рисунок 8,9. Съемка с использованием рига Quasar

В процессе съемки оператор не задумывается о параметрах стерео. У него обычный, штатный, контрольный монитор, ручки управления зумом, фокусом. Он работает по объектам, может быть, даже не зная особенностей стереоизображения. Стереограф отвечает за то, что происходит со стереообъектами. Зум, фокус и другие параметры синхронизированы. По контрольному монитору он постоянно отслеживает эти параметры и манипулирует ими. Он сводит камеры между собой при приближении объектов и меняет угол при удалении объектов съемки.

Стоимости ригов Element Technica составляет от 70 000 долларов. Но при этом у вас появляется реальная возможность быстро менять все настройки и параметры непосредственно во время съемки.

Продукция компании JC System Integration

Поскольку зарубежное оборудование достаточно дорогостоящее, компания JC System Integration занимается разработкой своих собственных ригов.

Рисунок 10. Риг производства компании JC System Integration

Данная версия рассчитана под фототехнику, однако ее несложно масштабировать. Масштрабирование приводит к тому, что мы можем поставить на риг различные камеры вплоть до Red. Специалистами JC System Integration разрабатываются две модели стереоригов, типа светоотделительного бокса (b.s.r.). Основное преимущество этого оборудования – оптимальное соотношение цены и качества.

  • Одна модель стереорига предназначена для использования с зеркальными фотокамерами Canon для съемки HD-видео. Отличается небольшим размером и легкостью конструкции.
  • Вторая модель - стереориг, совместимый с камерами Red One и другими цифровыми камерами.

Все регулировки механические, в перспективе – моторизированные.

Существует и другое оборудование для съемки 3D-контента. Например, конструкция, позволяющая одеть насадку с двумя объективами на одну камеру. Изображение разделяется с помощью призмы. Такие модели можно встретить у различных производителей, хотя их пока немного.

У подобного оборудования два основных минуса. Во-первых, Вы вдвое теряете разрешение картинки, потому как записывается половинный сигнал. Во-вторых, – Вы не можете создать большую стереобазу, ведь габариты ограничивают ее применение. А что касается управления стереопараметрами (сведение осей и расстояние между камерами), то они абсолютно необходимы при съемке динамичных объектов. Ведь если объект далеко от оператора, то выстраиваются определенные параметры (большая стереобаза, угол). Объект приближается – точка фокусировки изменяется, следовательно угол всегда должен корректироваться. Если этого не делать, т.е. работать по среднему значению, то в результате при восприятии финального стерео у человека разболятся глаза и голова.

Источник: JC System Integration

 
подписаться на рассылку
 
  Назад  
  Другие статьи:  
   
   
   
Статистика
Фирм - 312
Брендов - 1945
Магазинов - 159
Товаров - 5981

                 6.10.23
новости · выставки · статьи · о проекте · помощь · бренды · магазины · фирмы · организации · услуги
ShowRoom.ru Свет, звук, студия

Контакты: info@showroom.ru

Copyright © 2004-2024 ShowRoom.ru, Издатель ИП Щелканов

Создание сайта: Создание сайта


     
     Обращаем ваше внимание на то, что данный сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса РФ.     
     .