Информационный Портал ShowRoom.ru: Оборудование и технологии для света, звука, видео- и телепроизводства, музыкальные инструменты и технологии.
Информационный Портал ShowRoom.ru
Баннер Баннер
Переводы, верстка, дизайн
Каталог
Музыкальные инструменты Музыкальные инструменты
Световое оборудование, световые эффекты Световое оборудование, световые эффекты
Звуковое оборудование Звуковое оборудование
Видео и проекционное оборудование, медиасерверы Видео и проекционное оборудование, медиасерверы
Телевизионное и оборудование для киносъемок Телевизионное и оборудование для киносъемок
Мультимедийное оборудование, софт Мультимедийное оборудование, софт
Студийное оборудование Студийное оборудование
Конференц-системы, системы оповещения, public-address Конференц-системы, системы оповещения, public-address
DJ оборудование DJ оборудование
Лазерные системы, лазеры Лазерные системы, лазеры
Оборудование для кинотеатров Оборудование для кинотеатров
Оборудование сцены Оборудование сцены
Оборудование для хора и оркестра Оборудование для хора и оркестра
Специальная мебель, рэки, кофры, кейсы, чехлы, стойки Специальная мебель, рэки, кофры, кейсы, чехлы, стойки
Коммутация, кабели, разъемы Коммутация, кабели, разъемы
Специальная пресса, литература, ноты Специальная пресса, литература, ноты
WWW-ресурсы WWW-ресурсы
Подписка Подписка на новости
 
Звуковое оборудование  
    17.07.2009  
    Автор: Шпиленко О.П.  

Новая технология измерения и последующей коррекции энергетической характеристики акустических систем CONEQ (CONvolution EQualiser)

 
2 - 5 июня в Москве состоялся уже второй семинар, посвященный новой технологии измерения и последующей коррекции энергетической характеристики акустических систем: CONEQ. Семинар был организован компанией "СтудиТек", при участии фирмы-производителя Real Sound Lab и кафедры звукорежиссуры Российской Академии Музыки им. Гнесиных.
В первый день, 2 июня, участникам семинара представилась замечательная возможность пообщаться непосредственно с создателем комплекса – Раймондом Скурулсом. Надо отметить, что среди присутствующих были как опытные звукоинженеры, так и студенты-звукорежиссеры.
Г-н Скурулс начал семинар с лекции о системе CONEQ, которая сопровождалась демонстрацией практических приемов работы с ней.
Система CONEQ представляет собой программно-аппаратный комплекс, состоящий из измерительной программы CONEQ Workshop и элемента, выполняющего коррекцию, который может быть реализован как программно - в виде подключаемого VST-модуля, так и аппаратно, как двухканальный FIR-процессор APEQ-2pro (4096 коэффициентов на канал), совмещённый с 12-полосным параметрическим эквалайзером.
Программа CONEQ Workshop позволяет за короткое время (2...3 минуты) с высокой точностью измерить энергетическую характеристику акустической системы, и, на основе этого измерения, синтезировать корректирующий фильтр, который представляет собой кривую, зеркально обратную измеренной характеристике. Для работы комплекса необходим персональный компьютер (в практике обычно используется ноутбук), измерительный микрофон, аудио интерфейс и немного здравого смысла.

Измерение

Корректирующий фильтр

Результат

Во время семинара из зала прозвучала просьба расшифровать понятие "акустическая мощность". Г-н Скурулс пояснил, что, фактически, система измеряет интенсивность звука в интересующем нас секторе пространства. Для этого производится большое (до 400) количество замеров SPL в этом секторе, и результаты этих замеров, упрощённо говоря, усредняются. На практике, в большинстве случаев, достаточно порядка 200 значений.
Комплекс можно использовать как для настройки одного громкоговорителя, так и для коррекции характеристик линейного массива или кластера акустических систем. Хотя программа CONEQ Workshop имеет множество настроек, работа даже с фабричными установками даёт абсолютно удовлетворительные результаты.
Опытный пользователь может ограничить степень вмешательства корректирующего алгоритма на краях диапазона, включить обрезные фильтры, учесть погрешность измерительного тракта, задать желаемую форму результирующей кривой Power Response (не АЧХ!!!), увеличить разрешение до 0,36 Гц для настройки суббаса, использовать линейно-фазовые фильтры, сглаживание, суммирование результатов нескольких (многих) измерений, и т.д. Конечно же, величина «окна» и длительность тестового сигнала тоже могу изменяться.
В гулком помещении, при большом расстоянии до источника, могут быть погрешности в измерениях, особенно на нижних частотах, но, как правило, они невелики и легко выявляются. В любом случае, квалифицированный звукоинженер всегда может (и должен) вводить дополнительную эквализацию для адаптации РА к помещению, так же как и - корректировать настройку в зависимости от изменения температуры и/или влажности.
Было отмечено, что CONEQ может найти применение не только для настройки студийных мониторов и концертных акустических систем, но и при настройке системы воспроизведения звука в кинотеатрах, а также в автомобильной акустике; участники же семинара рассказали и о других возможных случаях применения комплекса: например, о методике очень точного сравнения измерительных микрофонов и создания калибровочных файлов для них.
Ведущий подчеркнул, что CONEQ предназначен именно для приближения звучания каждой акустической системы к звучанию "идеального громкоговорителя", а не для коррекции параметров помещения – эти задачи решаются средствами архитектурной акустики.
Один из вопросов касался фазовых характеристик сигнала – меняются ли они при частотной коррекции с помощью CONEQ? Г-н Скурулс пояснил, что система может создавать как минимально-фазовые, так и линейно-фазовые FIR-фильтры; выбор зависит от целей и задач, стоящих перед пользователем.

Соотношение АЧХ и ФЧХ в приборе APEQ-2pro при экстремальной эквализации

Соотношение АЧХ и ФЧХ в приборе APEQ-2pro при при нормальном уровне эквализации

Латентность прибора APEQ-2pro при использовании минимально-фазовых фильтров – 1,67 мсек.
Первый день семинара оказался насыщенным информацией и весьма интересным. Он прошел в теплой, дружественной обстановке.
На глазах участников семинара были произведены измерения и коррекция акустических систем: пластмассовой «говорилка-на-палке» JBL PRX-515 и студийных мониторов FAR.
Заинтересованные посетители смогли не только услышать комплекс "в деле", но и познакомиться с устройством аппаратной части и убедиться в том, что в ней используются высококачественные компоненты.
Что немаловажно, на семинаре присутствовали и профессионалы, которые уже давно используют CONEQ в повседневной работе. Они поделились с создателем системы своими впечатлениями, соображениями и пожеланиями по улучшению CONEQ.
Юрий Борунков, звукорежиссёр группы «Неприкасаемые» и студии Московского Дворца Молодежи: «Даже в залах с грамотно инсталлированной и хорошо настроенной системой звукоусиления, я все равно использую CONEQ - и софт, и железо. Потому что с его помощью я могу легко и быстро подстроить АЧХ системы по своему вкусу или под конкретное мероприятие».
Владимир Лейкин, прокатная компания Лайтек: «Оборудование и софт RSL активно эксплуатируется в нашей компании почти 1,5 года, за это время благодаря им значительно упростился процесс настройки различных систем звукоусиления. Для нужд компании нами было приобретено 2 эквалайзера APEQ-2pro, особенно порадовала модель DIO с возможностью работы в любых конфигурациях AES/аналог и имеющую "оцифровщик" весьма впечатляющего качества. Высокая точность измерения позволяет получить результаты, недостижимые с помощью других современных методов измерения и коррекции, как результат - минимизируется суммарная "ошибка" настройки любой конкретной системы. Впечатлила и новая версия PE1 с "прямой загрузкой" пользовательских пресетов в реальном времени».
Сухачёва Ольга Дмитриевна, звукорежиссёр-фрилансер: «Применяю программу CONEQ Workshop, когда работаю в разных местах, на различных чужих аппаратах, - для оценки состояния аппаратуры и для дальнейшей приблизительной коррекции звука при помощи имеющегося на месте эквалайзера. Это даёт положительные результаты, гораздо лучшие, чем простой RTA».
Виктор Стрельников, звукорежиссер группы «ТриО»: «Специфика работы вне крупных городов и районных центров такова, что практически всегда стоит задача озвучивания мероприятий на площадках и помещениях абсолютно для этого непредназначенных. Монтаж и настройку всегда приходится делать непосредственно в день проведения мероприятий. Легко представить насколько ограниченным во времени оказывается звукорежиссер: фактически, если не будет получен качественный звук в течение часа, все дальнейшие настройки придется делать уже в процессе выступлений.
Приобретение CONEQ стояло под большим вопросом, ведь для нас по стоимости он в разы превышает стоимость самого дорогого устройства комплекса. Первая же практика применения наглядно показала – CONEQ полностью оправдывает затраченные средства. Теперь настройка мастер эквалайзера производится в течение 10 минут, а главное - достигнута предсказуемость и повторяемость результата настройки. В результате этого никаких перестроек, если конечно работаешь с тем же коллективом исполнителей, не требуется.
Так же порадовала возможность работы с параметрической эквализацией вживую. Ведь прибор устроен таким образом, что при введении коррекции можно быть уверенным, что резкого скачка уровня громкости не произойдет.
Но не все так просто было при освоении прибора. После первой удачной пробы на закрытой площадке, на открытой сцене, были проблемы в басовом регистре. Как выяснилось, неправильно была выбрана дистанция до кластера при замере. Повторный замер все поправил.
Я бы не сказал, что CONEQ - панацея, есть множество факторов, способных испортить звучание. Но это инструмент, позволяющий инженеру сэкономить массу времени и сил, а главное, получить достойный отклик своего труда и знаний – качественный звук».

На следующий день, 3 июня, проводились практические занятия в условиях, позволивших раскрыть весь потенциал системы CONEQ: по просьбе руководства студии SBI Records проводилась настройка главных мониторов Quested 410 в главной аппаратной, программа CONEQ Workshop помогла также выявить некоторые дефекты оборудования, трудно локализуемые другими средствами.

Раймонд Скурулс проводит измерения в студии SBI Records

4 июня в офисе компании "СтудиТек" прошли внеплановые демонстрации системы CONEQ представителям крупных московских прокатных и торговых организаций, а также - отечественным производителям акустических систем.
В целом, можно отметить высокий интерес к новой технологии, что позволяет надеяться на значительное улучшение звука на концертных площадках страны, в клубах, домах культуры и кинотеатрах. Многие игроки рынка проката оборудования видят в этой технологии возможность улучшить и звучание бюджетных акустических систем, что позволит существенно сократить расходы на закупку и амортизацию дорогостоящего оборудования.

Материал предоставлен Компанией Студитек

Источник: Компания Студитек

 
подписаться на рассылку
 
  Назад  
  Другие статьи:  
   
   
   
Статистика
Фирм - 312
Брендов - 1945
Магазинов - 159
Товаров - 5981

                 6.10.23
новости · выставки · статьи · о проекте · помощь · бренды · магазины · фирмы · организации · услуги
ShowRoom.ru Свет, звук, студия

Контакты: info@showroom.ru

Copyright © 2004-2024 ShowRoom.ru, Издатель ИП Щелканов

Создание сайта: Создание сайта


     
     Обращаем ваше внимание на то, что данный сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса РФ.     
     .